Ненужная экономия. Опасна ли для аккумулятора езда с выключенными фарами?

© / Алексей Мальгавко / РИА Новости

Езда с габаритными огнями или вовсе без ближнего света фар очень распространена среди российских автомобилистов. Многим кажется, что таким образом снижается потребление топлива, увеличивается срок службы аккумулятора или бережется старый генератор. Некоторые уверены, что штатные галогенные лампы слишком много потребляют электроэнергии. Однако поездки без включенных фар имеют и свои технические недостатки. В некоторых случаях они приводят к неправильной работе генератора и вызывают повреждение аккумулятора. Причем поломки эти настолько серьезны, что способны вызвать пожар. Каким же образом выключенные фары вредят технике?

   
   

Откуда берется электричество в аккумуляторе?

Процессы разряда/заряда в аккумуляторной батарее происходят за счет химической реакции между свинцовыми пластинами и электролитической жидкостью. При зарядке батареи сульфатный остаток, находящийся в связанном виде на пластинах, вступает в реакцию с водой, образуя серную кислоту. При разряде, наоборот, кислота выделяет сульфатный остаток, накапливающийся на пластинах. Эти процессы происходят циклически, и чем больше нагружается батарея, тем эффективнее ее работа.

Для многих видов батарей длительное нахождение в бездействии или в разряженном состоянии является губительным. Поэтому аккумулятор должен всегда заряжаться и разряжаться, чтобы держать платины в тонусе. Сокращение нагрузок ведет к их сульфатизации и снижению срока службы.

Дело в том, что энергосеть любого автомобиля рассчитана на штатные потребители тока. Если транспортное средство оборудовано кондиционером, мощной штатной магнитолой и хорошими фарами, то бортовой генератор имеет необходимую мощность для поддержания их в работоспособном состоянии. Генератор и аккумулятор должны всегда работать, а фары и кондиционер всегда потреблять энергию, как то и рассчитывали инженеры при проектировании транспортного средства. Излишняя экономия и бездействие приводят к переизбытку энергии и перезарядке батареи, что в свою очередь ведет к необратимым последствиям для АКБ.

Что такое перезарядка аккумулятора?

Перезарядка аккумулятора происходит в том случае, если генератор имеет поврежденный или плохо работающий блок реле, который отсекает источник тока при достижении максимального заряда. Если разница потенциалов на электродах батареи достигает величины в 12.7–12.8 В, то реле размыкает цепь. В некоторых случаях «барахлит» не реле, а датчик, измеряющий напряжение на батарее. Тогда исправное реле не в состоянии правильно определить напряжение, и зарядка аккумулятора не прекращается.

При переизбытке энергии внутри батареи начинаются разрушительные процессы. В тот момент, когда соли на пластинах уже регенерировались в кислоту, а электричество все еще поступает, под действием тока начинается процесс электролиза электролита, то есть вода разлагается на водород и кислород. Появляются пузырьки газов, которые поднимаются на поверхность жидкости и распирают банку АКБ изнутри.

   
   

Водрод просачивается через клеммы, выдавливая вместе с собой часть кислоты, которая скапливается на поверхности корпуса и приводит к окислению электродов. Процесс образования водорода можно определить по образованию наростов на электродах, которые в свою очередь увеличивают сопротивление на клеммах и препятствуют работе батареи. «Вскипевший» аккумулятор уже неремонтопригоден и требует замены.

Кроме того, водород взрывоопасен. Он скапливается рядом с батареей и может воспламениться при контакте с открытым огнем. Иногда при осмотре батареи водитель может случайно поднести к ней зажженную сигарету и вызвать взрыв. Хуже всего, когда осмотр батареи производится с сигаретой во рту. Тогда человек рискует получить серьезные ожоги.

Взрыв водорода в моторном отсеке иногда приводит к возникновению пожара. Но хуже всего, что пролившаяся из расколотой банки кислота вмиг заливает многие технические узлы и приводит к повреждению материалов прокладок, пыльников и патрубков. Впоследствии их придется менять.

Поэтому аккумулятор необходимо всегда держать под нагрузкой. Кроме того, необходимо периодически проверять исправность генератора и его технических систем, чтобы устранить вероятность возникновения подобных проблем.