Случаев, когда исключительно военные машины отправлялись на «гражданку», история знает на самом деле мало. Многие заблуждаются, думая, что, например, легендарный немецкий «Гелендваген», британский Land Rover Defender или советский УАЗ пришли к нам из армии. Это не так. Да, они состоят на военной службе в разных странах, но с самого начала производства брутальные внедорожники задумывались в том числе как автомобили для повседневного использования. Утилитарные «Буханки» и «Козлики» тоже сразу выпускали в нескольких вариантах.
Самый яркий пример автомобильной «демобилизации» — это целая марка Jeep. Компании Willys и Ford по заказу американской армии в 1941 году создали первые версии автомобиля: Jeep Willys MA и MB. Во время Второй мировой войны джип сразу приглянулся не только американцам, но и союзникам. В СССР по ленд-лизу поставили больше 50 тысяч штук. У нас ему нашли применение в качестве командирского автомобиля и тягача для пушек. Весил «Виллис» чуть больше тонны, имел хорошую геометрическую проходимость и легко форсировал неглубокие реки. После войны в США подумали, что негоже пропадать отличным технологиям, и выпустили гражданскую версию автомобиля. Он даже так и называется — Civilian Jeep, то есть «гражданский джип». Кроме косметических внешних доработок, эта версия ничем не отличалась от армейской. CJ, конечно, уже давно не производят. Большинство из современных моделей Jeep связывает с предком только название. Прямым потомком знаменитого военного автомобиля можно назвать нынешний Wrangler.
Свои примеры гражданского применения военной техники есть и в отечественной истории. В советское время переквалифицировался под нужды простого народа ЛуАЗ. А началось всё в 1950-е годы. Армии потребовался автомобиль-амфибия, на котором можно было бы подвозить боеприпасы по воде и эвакуировать раненных. Так появился маленький ЛуАЗ-967 с 30-сильным мотором объёмом меньше литра от «Запорожца». Плыл агрегат за счёт вращения колёс, при этом винтов в конструкции даже не было предусмотрено. На воде он развивал скорость до 3 км/ч, радиус разворота практически такой же, как на суше. Позднее появилась сухопутная версия автомобиля ЛуАЗ-969 для сельских нужд, которая выпускалась в украинском Луцке аж до 2001 года. В российских городах «Луазик» уже практически не встретишь, но в деревнях и сёлах их ещё хватает.
Есть в России более современный пример подобной трансформации. Бронеавтомобиль «Тигр» вообще-то создавался в начале 2000-х годов даже не для внутреннего потребления, а по арабскому заказу для структур короля Иордании. Заказ в итоге сорвался, но наши «газовские» конструкторы не очень-то и переживали. Внедорожник получился настолько удачным, что им активно заинтересовались и в Минобороны, и в МВД. Сегодня есть несколько модификаций с разными классами защиты и для разных целей. Даже кабриолет для участия в парадах. Гражданская версия особой популярностью не пользуется. Собирают её практически поштучно по заказу. Среди владельцев были, например, Никита Михалков, Владимир Шанцев и Владимир Жириновский. Даже небронированным гигантом массой больше трёх тонн управлять на дорогах общего пользования очень тяжело, хотя он способен ехать за «сотню». Минимальный уровень комфорта в гражданском «Тигре» всё-таки присутствует — в оснащение люксовой комплектации входит кондиционер с магнитолой.