Признаки внедорожника: полный привод, шины и геометрическая проходимость

Внедорожники бывают разные. С этой банальной фразы мы и начнём первый экскурс в секреты 4×4. Ведь, приобретая в автосалоне что-то с четырьмя колёсами и сверкающей шильдой 4WD, клиент обычно уверен, что купил чуть ли не вседозволенность. Перед глазами мелькают воспоминания о приключении в стиле «а потом егерь на УАЗике прямо через поле отвёз нас к бабульке, которая гонит чудесный… томатный сок», а руки чешутся забить в навигатор точку подальше от дорог и, как следствие, поближе к удачной рыбалке. Реклама-то обещала просто чудеса: можно и на вершину горы подняться, и по дну моря прокатиться. Представьте, каково же бывает разочарование, когда не только до рыбного места доехать не получается, а даже на бордюр взобраться никак не выходит. Собственно, вы поняли, о чём пойдёт речь? Правильно: о том, какие автомобили 4×4 «годные», а какие «для города». Рассмотрим сначала собственно сам полный привод.

   
   

Типы полного привода:

Part-Time (подключаемый полный привод)

Самый надёжный вариант для наиболее экстремально настроенных джиперов. Обычно это заднеприводная машина с подключением переднего моста рычагом в кабине. Надо сказать, что подключение переднего моста возможно только на грунте (грязь, снег, песок и так далее). Всё потому, что у Part-Time не предусмотрен межосевой дифференциал, поэтому скорость вращения переднего и заднего мостов (условно) всегда одинакова. Следовательно, при движении по асфальту требуется оставлять машину на заднем приводе, разрешая передним и задним колёсам вращаться с разной скоростью, например на поворотах. Иначе система просто выйдет из строя. Способности такого автомобиля как внедорожника обычно выше других, а расход топлива на трассе невысок (крутить дополнительную пару колёс на трассе нет необходимости).

Full-Time (постоянный полный привод)

Система ничуть не менее серьёзна на бездорожье, чем Part-Time, но с некоторыми усложнениями. Главный плюс Full-Time — это наличие межосевого дифференциала, что даёт постоянное распределение крутящего момента на все четыре колеса на любом покрытии. Вы можете спокойно ехать в режиме 4×4 по асфальту без боязни что-либо сломать. На лёгком бездорожье обычно ничего дополнительного включать не нужно, а для тяжёлого почти всегда есть блокировка межосевого дифференциала, делающая из системы Full-Time фактически систему Part-Time. Получается универсальный вариант, можно даже назвать его идеальным. Прекрасный выбор для путешественника и умеренного бездорожья.

On-Demand (по необходимости)

   
   

Наихудший вариант для штурма серьёзного бездорожья. Применяется в основном на легковых автомобилях (и на кроссоверах как их разновидности). Машина с On-demand обычно является, по сути, переднеприводной, но с отбором мощности на задний мост через вискомуфту, электронно-управляемые сцепления или что-то в этом роде. Обычно такие системы полного привода снабжаются защитой от перегрева, что часто выражается в отключении заднего моста в самый разгар штурма препятствия. Не блещет ни надёжностью, ни способностью «переваривать» нагрузки. Годится только для путешествий по дорогам и очень условно для лёгкого бездорожья.

Фото: Пресс-служба ARB

Дмитрий Ляховенко, независимый эксперт: «Я имею достаточно опыта в передвижении по сложным участкам на всех типах полного привода и могу точно сказать, что для себя выбираю Full-Time. Лишь немного меньшая надёжность раздаточной коробки относительно Part-Time с лихвой компенсируется прекрасной возможностью не ворочать рычагами, а сосредоточиться на точном прохождении сложных участков бездорожья, которые с лёгкостью могут чередоваться даже с асфальтом. Относительная же похожесть в поведении на Full-Time системы On-Demand на грунте выражается в способности кроссовера буквально на один серьёзный рывок, не более. То есть, пока рельеф относительно прост — вы едете так же, как и на Full-Time, но случись малейшая сложность — у вас останется только одна, максимум две попытки. Затем обычно следует поход пешком за трактором».

Теперь, имея понимание полного привода как такового, можно пойти дальше и сказать: на колёсах, которые стояли на автомобиле в магазине, вы далеко «в поля» не уедете. И вот почему. Рисунок протектора на штатной резине обычно принадлежит к классу «дождевой» (покрышки для асфальта с минимальной склонностью к аквапланированию) — это наиболее частый выбор производителей. На бездорожье все прорези такого протектора моментально забьются глиной, и колесо превратится в «лысое». Нужны специальные шины. И выбор этих шин в последнее время даже слишком велик. Поэтому придётся помочь вам разобраться.

Типы внедорожных шин

Класс All-Terrain (любая поверхность)

Дорога 50 %, бездорожье 50 %. Наиболее универсальный вариант. Имеет глубокий разреженный протектор, прекрасно работающий на грунте и песке, но не достаточно редкий для потери управляемости и высокой шумности на дорогах. Прекрасно подходит для дальних поездок. Имеет недостаток: способность всё-таки забиваться на слабых грунтах. Не так сильно и быстро, как с обычными шинами, но всё же.

Класс Mud-Terrain (грязевая поверхность)

Дорога 30 %, бездорожье 70 %. Экстремальный вариант, прекрасно подходящий для штурма самых сложных участков. Имеет очень редкий «зуб» протектора, что позволяет резине не «замыливаться», прекрасно справляясь с любыми грунтами или камнями, но существенная потеря управляемости и высокая шумность — это то, что нужно всегда иметь в виду.

Фото: Пресс-служба ARB

Дмитрий Ляховенко, независимый эксперт: «Выбор внедорожных шин — это всегда очень и очень сложная задача. Смотреть на мир внедорожных протекторов можно с огромного количества сторон. Начать нужно уже с понимания типа бездорожья, по которому вы собираетесь ездить. Есть шины, созданные для каменистых почв, — их отличает более гладкая и ровная поверхность и высокая пластичность для обтекания мельчайших неровностей. Шины же для глинистых грунтов больше похожи на тракторные — характерные «лопасти» протектора созданы для уверенного зацепа за мягкие почвы. Шины для песка обычно шире и менее «зубасты», чем грязевые. Резина же для болотистых почв обладает способностью работать на сверхнизких давлениях, когда спущенное колесо образует большое пятно контакта с грунтом, не давая машине проваливаться. Причём те варианты шин, которые признаны джиперами относительно универсальными, являются, по сути, худшим выбором. Специальные шины — это когда вы едете хорошо только там, где эти шины действительно хороши. Универсальный вариант — это когда вы везде едете одинаково плохо».

Геометрическая проходимость

Суть геометрической проходимости описывается несколькими простыми параметрами. Вот они:

  • Дорожный просвет: расстояние от нижней точки автомобиля до поверхности земли. Определяет, какого размера препятствие поместится под машиной.
  • Угол въезда/съезда: угол от колеса до бампера или другой максимально выступающей вперёд или назад точки автомобиля. Определяет, насколько велико препятствие, на которое машина сможет въехать без касания бампером.
  • Угол рампы: размер условного «шарика», который впишется под вашу машину при условии, что она будет стоять на колёсах. Определяет, какое препятствие машина сможет переехать без касания днищем.
Схема: Пресс-служба Volkswagen

Это самый простой и одновременно самый сложный параметр вашего автомобиля. С одной стороны, очевидно: чем ниже бамперы и длиннее свесы, тем меньше угол преодолеваемого препятствия. То есть аэродинамически выверенные бамперы, юбки на порогах и прочие средства экономии топлива и стабильности на высоких скоростях явно противоречат способностям автомобиля на бездорожье. Причём компромиссов нет. Машина может быть или высокой и пропускать под собой камни и колеи, или низкой и на этих камнях «сидеть». В последнее время у производителей внедорожников и больших кроссоверов в моде маркетинговый ход: пневматическая подвеска с изменяемым дорожным просветом. Это решает небольшую часть проблем с геометрией на бездорожье, позволяя сохранить аэродинамические элементы.

Ян Хайцеэр, компания ARB Russia: «Современные внедорожники настолько далеко ушли от своих предков, которые создавались именно для преодоления бездорожья, а не для выездов в супермаркет, что говорить об их геометрической проходимости всерьёз уже практически невозможно. Что бы вы ни приобрели, это будет прекрасно ехать по шоссе и по дорожке на дачу, но первая же колея или крутой подъём заставят вас разочароваться. И это плохо и хорошо одновременно. Плохо потому, что вам покажется, что вы зря потратили деньги. А хорошо потому, что у вас появится поле для творчества. Имея большой опыт в подготовке внедорожников, как компания с мировым именем мы можем привести массу примеров, когда банальная замена бампера на специальный внедорожный многократно улучшила проходимость, и человек заново взглянул на мир, но уже другими глазами — глазами покорителя бескрайних просторов, глазами путешественника».