Тест огнетушителей: ВИДЕО

Чтобы проверить теорию практикой, в магазинах города были закуплены огнетушители разных типов, представляющие интерес для автолюбителя. Порошковые закачной ОП-2(з) и ОП-2(б), использующий встроенный баллон для создания давления в корпусе и выброса порошка, соответствуют действующим нормам и не вызовут лишних вопросов при прохождении техосмотра. Семейство углекислотных огнетушителей представлял ОУ-2, его эффективность была признана достаточной для борьбы с огнем в условиях эксперимента. Однако, чтобы пройти техосмотр, в машине должен быть углекислотный огнетушитель объемом не менее 5 литров.

   
   

Автоматические огнетушители, к сожалению, пока мало распространены. Однако возможность подавить возгорание в начальной стадии, когда внешних признаков еще может не быть, чрезвычайно заманчива. Было решено проверить, как поведут себя такие устройства в жизни. Для испытаний выбрали представителей разных типов: генератор огнетушащего аэрозоля «Допинг», порошковый модуль «Буран» и самосрабатывающий огнетушитель ОСП-1. «Допинг» представляет собой компактный цилиндр, позволяющий защитить закрытый объем – например, подкапотное пространство машины. Существенно, что для борьбы с огнем в этом случае нет нужды открывать капот, ведь это даст дополнительный приток воздуха, и пожар разгорится сильнее. «Буран» предназначен для защиты технических помещений – например, гаража. Конструкция напоминает летающую тарелку и должна крепиться под потолком помещения. При срабатывании огнетушитель накрывает облаком тушащего порошка площадь до 7 м2. ОСП-1 выглядит как стеклянная трубка, заполненная специальным порошком. При нагреве до 100ОС давление внутри скачкообразно повышается и разрывает стеклянный корпус. Компактные габариты позволяют устанавливать его внутри электрощитков, в случае проблем с электрикой в гараже или на даче это не даст пожару перекинуться на стены.

Вне зачета выступали несколько огнетушителей, которыми поделились сотрудники редакции. Несколько порошковых литровых ОП-1(б), использующих встроенный баллончик в качестве источника давления и один аэрозольный водный огнетушитель объемом 400 мл. Возраст экземпляров – 3-5 лет (нам, знаете ли, было любопытно, насколько оправдано ограничение срока службы в два года для автомобильных огнетушителей). Все «старички» не соответствуют современным требованиям: их объем меньше обязательных двух литров. Поэтому проверялась, в первую очередь, работоспособность, и лишь потом – возможности по борьбе с огнем.

Пожар устраивали в металлической емкости (проще говоря – в ведре): ветошь пропитали литром бензина (принято считать, что столько бензина находится в подкапотном пространстве автомобиля) и подожгли. Спустя 15 секунд – примерно столько времени необходимо для того, чтобы выскочить из машины и схватить огнетушитель – приступали к тушению. В первую очередь, проверялась работоспособность изделий. Как оказалось, такой подход себя полностью оправдал. Результаты нашего эксперимента оказались гораздо занятнее, чем предполагалось вначале. Но обо всем по порядку.

К оформлению претендентов претензий не возникло. На этикетках ручных огнетушителей и в инструкциях стационарных – понятные пиктограммы, объясняющие, как активировать огнетушитель; на всех указаны классы пожаров, которые способно погасить устройство; тип и марка огнетушащего вещества. Указаны срок хранения до переосвидетельствования и данные о производителе с контактной информацией. Правда, тут отличился порошковый огнетушитель ОП-2(б) – ни на корпусе, ни в инструкции нет данных о фирме-производителе. Но ссылка на технические условия (не российские, а белорусские), по которым изготовлен прибор, и описание типа порошка, находящегося в корпусе устройства и его свойств, не дали зародиться сомнению. Выступавшие вне зачета «старички» тоже не дали повода для неуверенности – маркировка точная и понятная, даже полустертая от времени она внятно читалась.

Наименьшее время подготовки к использованию у закачного и углекислотного огнетушителей – достаточно выдернуть чеку, и устройство готово подать струю огнетушащего вещества на очаг возгорания. Инструкция безымянного ОП-2(б) предписывала взвести рычаг и выждать 5 секунд. За это время в корпусе огнетушителя должно установиться рабочее давление, после этого можно бороться с огнем.

Однако, жизнь оказалась разнообразнее сухих инструкций. Огнетушители ОП-2(з) производства ОАО «Пожтехника» из Торжка и ОУ-2 Тульского ОАО «Трансмаш» отработали четко. Мощная струя моментально сбила пламя, причем оба огнетушителя позволяют остановиться и затем вновь подать струю на огонь. Гораздо интереснее повел себя безродный ОП-2(б). При попытке его активировать пластмассовый спусковой рычаг отломился, оставив огнетушитель полностью неработоспособным. Вскрытие показало, что иного случиться и не могло! В огнетушителе ОТСУТСТВУЕТ значительная часть начинки: нет механизма активации, баллона со сжатым газом, который должен создавать давление в корпусе и вытеснять порошок, отсутствует сифонная трубка, призванная обеспечить подачу порошка со дна корпуса к соплу. Зато есть непредусмотренный элемент конструкции: крепление спусковой ручки дополнено упором, который создает иллюзию присутствия механизма запуска и… ломает ручку. Ведь никто во время пожара не будет разбираться, почему не сработал огнетушитель, его просто отбросят в сторону. Важно, что это не брак или халатность при изготовлении конкретного образца: наличие лишних деталей делает конструкцию принципиально непригодной, и это сделано сознательно. Отличительные особенности чудо-огнетушителя – отсутствие данных о производителе, пластиковый спусковой рычаг, мягкий корпус (он проминается пальцами и… знак «100 лучших товаров России» на картонной упаковке.

   
   

После такого демарша к испытаниям самосрабатывающих огнетушителей приступили с опаской, как выяснилось – напрасно. Все три автоматически системы показали себя с лучшей стороны. Быстрее всего сработал генератор огнетушащего аэрозоля «Допинг». Он потушил тестовый пожар на пределе эффективности, но система, предназначенная для защиты закрытых объемов, справилась с огнем в чистом поле, да еще и в ветер. ОСП-1 и «Буран» сработали с небольшой задержкой – им требовалось время для прогрева корпуса огнетушителя до заданной температуры, но с огнем справились без проблем.

Отдельного разговора заслуживают «старики». Первым на линию огня вышел ОП-1(б) из Торжка. Огнетушитель выпущен в мае 2004. Срок хранения на этикетке не заявлен. Серьезная конструкция огнетушителя не дала повода усомниться в его надежности, и он не подвел. Прибор сработал четко, выдав мощную струю порошка и моментально погасив огонь. Следом выступал ОП-1(б), производства ПО «Электроизмеритель» из белорусского Витебска, появившийся на свет в июле 2004 г. Выступал, сказано громко – от тряски в багажнике авто огнетушитель растерял крепеж, и его спусковой механизм рассыпался в руках испытателя. Огнетушитель, вдвое переживший отпущенный ему изготовителем срок, оказался непригоден к использованию из-за механических повреждений. Однако, любопытство взяло верх, и недостающий крепеж был заменен подручными материалами.

Рвем восстановленную спусковую скобу и… Огнетушитель срабатывает! То есть начинка прибора полностью исправна, но это пиррова победа – во время пожара никто не будет мудрить с болтиками. На очереди еще один ОП-1(б), выпущенный в июне 2005 г. Внешне идентичный витебскому коллеге, с той лишь разницей, что на его корпусе отсутствует информация об изготовителе. На попытку включения огнетушитель отреагировал индифферентно. Пусковой рычаг поднялся без какого-либо сопротивления, и ничего! Прибор остался мертвым. Последующая разборка показала, что он идентичен выступавшему в основном зачете ОП-2(б): начинка у огнетушителя отсутствует! Особенно порадовался бывший хозяин «огнетушителя» - более 3 лет он возил в багажнике муляж.

Последним проверили аэрозольный огнетушитель итальянского (если верить этикетке) производства. Дата выпуска не указана, но по косвенным признакам прибор был произведен около 5 лет назад. Еще несколько лет назад такими были завалены полки автомагазинов. Огнетушитель не требует никаких подготовительных действий, даже чеки нет. Разжигаем огонь, жмем на кнопку… В течение нескольких секунд баллон тонкой струйкой поплевывает на огонь, после чего иссякает. Огонь ответил полной взаимностью – то есть, наплевав на огнетушитель, продолжил гореть.

Модель Вид вещества  диапазон

хранения, t
Эффектив-ность

гашения
Возмож-ность преры-вания струи Многократное срабатывание
Ручные огнетушители
ОП-2(з) порошок -40-+50 высокая  есть  есть
ОУ-2 Сжиженный CO2 -40-+50 высокая есть есть
ОП-2(б) порошок -20-+50 неработо-

способен
- -
Самосрабатывающие модули
ОСП-1 порошок -50-+50 высокая нет нет
«Буран-2.5» порошок -50-+50 высокая нет нет
«Допинг-

аэрозоль -60-+95 Высокая нет нет
Огнетушители старше 2 лет
ОП-1(б) порошок -20-+50  высокая есть есть

но эффективность снижается
ОП-1(б) порошок -20-+50 неработо-

способен
- -
ОП-1(б) порошок -20-+50  полная

неработо-

cпособность
- -
Flame stop Водный раствор до +50 низкая есть есть

Пожар горим

Пожар – это страшно. Вряд ли кого-то нужно в этом убеждать. Но ПОЖАР начинается с небольшого возгорания, и на этом этапе еще есть возможность справиться с огнем своими силами. Главное – к этому подготовиться

Пожар на борту

Автомобиль – весьма неблагополучная конструкция в пожарном отношении. Топливо, масла  и обилие пластика соседствуют с электрическими цепями и нагретыми до высоких температур деталями. Безусловно, это учитывается при создании машины – например, электрические цепи оборудованы предохранителями. Но всё предусмотреть невозможно