Только недавно эти деньги начали выдавать в виде кредитов от государства. Сообщается, что средний размер ставок – 13-16% годовых, срок кредита – до года. Условия не очень льготные, но во время кризиса выбирать не приходится. По данным СМИ, кредиты уже получили «АВТОВАЗ», «КамАЗ», Sollers, «ТаГАЗ». Некоторые из них ранее уже получали деньги. Так, «АВТОВАЗу» через ВТБ было выделено 4 млрд. руб. Кому-то помощь пока только обещают. 2 декабря премьер-министр Владимир Путин посетил завод «Автодизель» в Ярославле, где должен решиться вопрос с кредитом «ГАЗу». Ничего конкретного об этом пока не известно.
Итак, автомобилестроение все же остается одной из привилегированных отраслей промышленности: государство не только обещает ему деньги, но и дает их. При этом ни в США, ни в Европе средства на поддержку автомобилестроения пока не выделялись. Между тем, во всем мире отрасль дает сотни тысяч рабочих мест. По словам главы Министерства промышленности и торговли Виктора Христенко, в нашей стране в ней задействованы около 1,5 миллионов человек. «Во всем мире этот сектор привлекает большое внимание, и для нас он крайне важен, - заявил министр на встрече с президентом России Дмитрием Медведевым. - Очень большой объём занятых людей, не только непосредственно в сфере автомобильной промышленности, но и в сфере, производящей компоненты и так далее».
Это действительно так, подтверждают производители. «Количество работающих у нас на октябрь 2008 года составляет свыше 109 тысяч человек, - сообщили «АиФ» в ОАО «АВТОВАЗ». С учетом членов семей работников от автопроизводителя зависит благосостояние более 327 тысяч жителей Тольятти. Это почти 44 % от общей численности жителей города. Налоговые отчисления предприятия формируют более 40% бюджета Тольятти, 20% - Самарской области и около 1% Федерального бюджета. По общепринятым в мире оценкам, одно рабочее место на автомобильном заводе требует создания еще 7-8 рабочих мест в сферах производства автомобильных компонентов, сырья и материалов, а также транспорта, энергетики, торговли, обслуживания и т.д. Таким образом, в нашей работе непосредственно задействованы несколько сотен тысяч человек.
Если учесть их семьи, от стабильности выпуска автомобилей зависит благосостояние более 2-х миллионов человек по всей России. В настоящее время в условиях мирового финансового кризиса АВТОВАЗ сохраняет стабильность производства, существенных сокращений персонала и изменений в режиме работы не предполагается». На других автозаводах численность работающих меньше. В подразделениях и дочерних обществах ОАО «КАМАЗ» работает около 59 тысяч человек, на автомобильном заводе «ГАЗ» - около 50 тысяч человек. Средняя заработная плата в 2007 г. составляла более 13 тыс. рублей. Данных по 2008 году пока нет. Но в целом видно, что рабочих мест со средней для регионов зарплатой отрасль дает немало.
«Это верно не только для России, но и для других стран, - рассказал «АиФ» заместитель директора аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. – В частности, из-за высокой социальной значимости отрасли американские автопроизводители обратились за помощью к государству. Да и в Европе (особенно в Германии) эта отрасль – одна из основных составляющих экспорта.
Сказать, что наши заводы на государственные деньги набирают иностранцев, нельзя. Ситуация Москвы, где на автопроизводствах работают, в основном, гастарбайтеры, для регионов нетипична. Средний уровень зарплат в автопроме здесь выше, чем во многих других отраслях. Поэтому предприятия не страдают от нехватки кадров, и даже имеют возможность выбирать среди претендентов из местного населения наиболее добросовестных и обучаемых. Это касается и иностранных концернов. Как правило, они проводят конкурсы среди претендентов на рабочие места. Многие работодатели обучают сотрудников, дают им профессию.
Получается, что и в России, и на Западе закрытие автопредприятий лишит работы немалое число людей. Но считать, что ситуация в нашем автопроме – «калька» с американской, неправильно. Объемы производства автомобилей в США гораздо выше, чем в России, и людей в отрасли занято намного больше. Значит, влияние кризиса «у них» более ощутимо.
В нашей стране дела обстоят по-другому. Отрасли помогло то, что она не занимает столь же значимого места в экономике – наш минус в кризис обернулся плюсом. Те меры, которые принимает наше правительство, способны помочь нашим производителям. Для американских они окажутся мало действенными. Зачем, например, им вводить высокие ввозные пошлины? Ведь японские и немецкие концерны давно наладили в США свое производство, и их продукция под действие пошлин не попадает. Ежегодно в мире производится около 70 млн. легковых и легких коммерческих автомобилей. Если предположить, что это количество сократится на 10%, то 7 млн из них окажутся лишними. Значительная часть из них придется на долю американских, японских и европейских производителей. А это значит, что кризис ударит по ним больнее, чем по российским автоконцернам».
Смотрите также:
- Санкции о двух концах: кто пострадает от запрета иномарок? →
- С госкорпоративной вольницей на автогиганте пора кончать →
- Не вёдра с гайками →