О чём мурлычет «кот в мешке»: как правильно «слушать» машину при покупке

Разобравшись с юридической частью (см. статью «Новый старый друг», № 27) и закончив с осмотром кузова (статья «Кот в мешке», «АиФ» № 34), можно наконец заняться самым интересным - испробовать машину на ходу

   
   

Но прежде проверим уровни основных рабочих жидкостей. Нормальный уровень масла в двигателе - между рисками Min и Max на щупе. В механической коробке передач редко предусмотрен щуп, но в «автомате» он есть практически всегда: жидкость должна быть прозрачной, без металлической пыли и запаха гари.

Повернули ключ - прислушайтесь!

Двигатель должен завестись резко и быстро стабилизировать обороты. Хорошо, если частота вращения постоянная, стрелка тахометра «не плавает». Двигатель должен работать равномерно, без вздрагиваний. Попробуйте одновременно включить все мощные потребители - фары, обогрев заднего стекла и «печку» на полную мощность, - обороты немного снизятся, но быстро восстановятся до нормального уровня. А вот значительные колебания частоты вращения под нагрузкой - повод для серьёзного беспокойства. Проверьте и работу кондиционера (если есть): мало, чтобы горела лампочка на кнопке включения «холодильника», главное - чтобы снижалась температура воздуха. Если на улице прохладно, то проще проконтролировать работу системы из-под капота: обратите внимание на компрессор кондиционера - он должен периодически включаться и выключаться. Если этого не происходит или снят ремень его привода, не стоит верить словам продавца, будто систему «достаточно заправить» - в этом случае весьма вероятен сложный и недешёвый ремонт.

Раз уж залезли под капот, послушайте, как работают агрегаты. Поставить двигателю диагноз на слух - задача для профессионала. Выделим лишь основные моменты: недопустимы вой, скрежет, глухие удары, лязг. При работающем моторе открутите крышку маслозаливной горловины, но не убирайте её. Крышка должна держаться под собственным весом, если её «сдувает» - это признак серьёзных проблем.

Закончив с мотором, переходим к коробке передач. С «механикой» всё достаточно тривиально. Нужно проверить, как переключаются передачи при работающем двигателе и выжатой педали сцепления. Рычаг должен перемещаться, чётко фиксируя позиции, но без заметного сопротивления. Сложнее с «автоматом»: без специального оборудования можно лишь проконтролировать плавность включения режимов - коробка должна срабатывать с мягким толчком, но без рывков и ударов.

Поехали по кочкам

Наконец-то можно проверить, как машина ведёт себя на ходу и «послушать» ходовую часть. На кочках ничего не должно грохотать и звенеть. Важно понимать, что речь идёт только о звуках, издаваемых механизмами. «Сверчки» в салоне не влияют на надёжность работы машины, только - на комфорт, и устраняются они относительно безболезненно.

Передачи в исправном автомобиле включаются мягко и чётко, без скрежета. Для машин с «автоматом» недопустимо наличие рывков при переключении (тестировать этот момент нужно при интенсивном наборе скорости). Обратите внимание, как машина разгоняется при резком «ударе по газам» или движении в горку - когда нагрузка велика. Скорость должна возрастать вместе с набором оборотов. Если частота вращения двигателя растёт быстрее, чем машина разгоняется, - это признак проблем со сцеплением (для «механики») или с фрикционами у «автомата».

   
   

Если на всех этапах «экзамена» вы не нашли существенных дефектов, то смело договаривайтесь с владельцем о совместном визите на сервис для финальной диагностики ходовой части и электронных систем автомобиля.

Смотрите также: