Примерное время чтения: 7 минут
348

Зимний вечер в Сухуме

Порт пустует, а кафе в конце пирса, наоборот, всегда полно народа. Местного и приезжего. Фото: Григорий Кубатьян

Если хочется немного тепла и солнца, а за границу поехать возможности нет, отправляйтесь на юг. Не в Сочи, где кипит олимпийская стройка, а чуть дальше - в Абхазию. Погулять по набережной Сухума и подышать морским бризом.

Набережная Махаджиров - главная достопримечательность столицы Абхазии, можно сказать, её фасад. Именно здесь проводят большую часть времени приезжие, да и сами сухумцы не прочь потратить час-другой на берегу моря: сыграть в шахматы или нарды, порыбачить, прогуляться с детьми.

Начинается она со стороны мыса, где работают краны и экс­каваторы. Кажется, там пилят на металлолом старые корабли. Собственно затонувшие ржавые корабли - характерная особенность здешнего прибрежного ландшафта. Их здесь с полдюжины, скелетов металлических ихтиозавров тревожного времени.

Сухумская набережная по совместительству ещё и пляж. По крайней мере, для тех, кого не пугают корабельные обломки и угрожающие надписи на кабинках для переодевания: «Прыгать с волнорезов опасно для жизни». Впрочем, когда это запреты удерживали отдыхающих, особенно подвыпивших, от необдуманных поступков?! Но никто не спешит почистить воду возле волнорезов и вытащить все лежащие на дне ржавые железки - достаточно и предупреждений.

Улов на шпроты

Кабинки для переодевания - их здесь два десятка - разумно установлены поближе к балюстраде, чтобы находящиеся наверху наблюдатели могли в подробностях оценить красоту переодевающихся купальщиц.

Балюстрада - визитная карточка набережной. Характерные фонарные столбы выполнены в виде египетских обелисков, а основания их украшены армянскими орнаментами и символами. Всего египетских столбов - сто десять штук, у трёх из них отбита верхушка. Кое-где не хватает ламп, но зато остальные работают, освещая набережную по вечерам и утром. Последний факт позволяет «жаворонкам»-спортсменам бегать вдоль моря трусцой и даже купаться, несмотря на зимнюю прохладу.

Начало набережной располагает к занятиям спортом. Здесь есть баскетбольное кольцо с целой ещё сеткой, турники и брусья. А чуть подальше - пластиковый городок для юного поколения чемпионов.

Для отдыхающих через каждые несколько метров стоят скамейки и урны. На некоторых урнах написано «сдаю», но, если приглядеться, становится понятно, что в аренду сдаётся не урна, а комнаты в мини-гостиницах.

В полдень к морю выбираются мамаши с колясками, редкие загорающие (не лето!) и стаи бродячих собак. Последние многочисленны, но не агрессивны. Они виляют хвостами и с нерв­ным интересом заглядывают прохожим в глаза: «Есть чё?»

Чуть дальше - останки четырёх разрушенных пирсов. На эти железобетонные останки выбираются отважные рыбаки и сидят рядком, похожие на грачей. Ловят рыбу на хлебные катышки. От тесноты лески иногда путаются, но рыбаков это не смущает - места прикормленные, и рыба клюёт одна за другой, видимо, в эти воды ушёл не один мешок хлебных кирпичей.

Здесь клюёт всегда и у всех. Фото: Григорий Кубатьян

- Лучше всего клюёт на хлеб со шпротами, - уверяет меня один из рыбаков и даёт понюхать хлебный мякиш. Я шпротного запаха не чувствую, но романтик крючка и лески уверяет, что рыба в этих делах разбирается.

Иду вперёд до аллеи с постаментом, оставшимся от памятника абхазскому поэту Иуа Когония. Памятника нет, и надпись на постаменте едва читается. Зато отлично сохранился монумент советским воинам - защитникам Кавказа. Воины вообще покрепче поэтов.

Здесь же можно обнаружить остатки греческой крепости Дио­скурия. Согласно городским легендам, возле крепости иногда плещутся в морской пене русалки. По загадочным причинам руины крепости закрыты некрасивыми жестяными щитами, будто идёт ремонт. Хотя вряд ли кто-то в здравом уме будет восстанавливать крепость, разрушенную много веков назад.

Пингвины и дельфины

Если пройти вперёд до места, где улица Академика Сахарова упирается в спуск к воде, можно увидеть небольшое кафе. Говорят, в этом кафе любят собираться криминальные авторитеты, что никому не мешает и даже делает это место ещё безопаснее. Здесь же, рядом со стоящими под открытым небом столиками, установлена скульп­тура пингвина-философа. Некоторые утверждают, что это лечебный пингвин - если потереть ему клюв, можно избавиться от болезней.

В районе порта много небольших кафе и магазинчиков. Это место называлось бермудским треугольником - из-за работавших здесь баров, где пропадали сутками некоторые сухумцы. Сейчас это место примечательно пустующим помещением морского вокзала и настенной мозаичной картиной с изображением будённовца или кавказского джигита - непонятно.

Мимо здания порта в море уходит длинный пирс, в конце которого находится кафе и ресторан «Апра», что означает «Парус». Хотя и недешёвое, но это одно из самых светлых и симпатичных заведений города. Построенный в начале 80-х, даже в войну хрупкий стеклянный «Парус» не пострадал. Обычно сюда ходят обеспеченные люди или иностранцы, хотя иногда и студенты заходят выпить чашку кофе или посидеть с ноутбуком.

- Место нам очень нравится, - делятся официантки Марина и Наташа. - В мае штук семьсот дельфинов проплыли прямо под нами. Правда, во время сильного шторма сильно трясёт. Месяц назад мы думали: оторвёт - доплывём до Турции.

На парапете набережной уста­новлены две скульптуры по мотивам рассказов Фазиля Искандера - мальчика Чика с курицей в руках и его подружки Ники, девочки с патефоном. Обе скульптуры, как и встреченный ранее пингвин-философ, работы сухумского художника Архипа Лабахуа. Чик стоит уже 2 года, горожане здороваются и разговаривают с ним, как со старым знакомым. А вот недавно установленную Нику чуть не потеряли. Подвыпившие ребята решили сфотографироваться с бронзовой девочкой и выломали её. К счастью, бдительные милиционеры хулиганов и Нику задержали и всю компанию отправили в УВД. Нику потом вернули на место.

Квинтэссенция набережной - знаменитая «брехаловка», пятачок, на котором собираются и играют в шахматы, нарды и домино сухумские аксакалы. Здесь обмениваются последними новостями и рассказывают друг другу небылицы. Тут же находится небольшая кофейня, раньше называвшаяся «У Акопа». После войны её в шутку называли «У окопа».

На «брехаловке» можно поиграть в шахматы и узнать последние новости. Фото: Григорий Кубатьян

Пройдя «брехаловку», можно выйти к ремонтирующемуся зданию театра. Перед ним самые красивые фонтаны в городе, что-то на тему ближневосточной мифологии: драконы, жабы и двухголовые грифоны. К сожалению, фонтаны не работают зимой. К театру и расположенному напротив скверу часто приезжают свадьбы. Каждые выходные осени и до самой зимы здесь звучит весёлая свадебная музыка, люди танцуют, поют и бьют бутылки из-под шампанского.

Неподалёку находится строгий и внушительный президентский дворец. В сквере вокруг растут эвкалипты и пальмы, изредка между деревьев можно заметить пасущихся коров. Картина идиллическая. Правда, коровы порой слизывают с асфальта всякую дрянь, и у них начинается расстройство желудка, да такое навязчивое, что можно подумать, будто они имеют что-то против президента. Но никто на это внимания не обращает - свобода и демократия.

АиФ. Без границ №6 2013 г.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах