Примерное время чтения: 10 минут
368

Арт-директор National Geographic: СМИ теперь владеют пользователи

Фото пресс-службы форума «Медиа Будущего»

27 июня в Москве пройдет третий форум редакторов, журналистов, медиатехнологов и бизнесменов «Медиа Будущего». Главной темой обсуждения станет тренд 2013 года – расцвет рынка больших данных. Накануне форума арт-директор журнала National Geographic Хуан Веласко рассказал о новых тенденциях развития мировой медиаиндустрии, о том, какую роль в современной журналистике играет инфографика

Справка
Хуан Веласко – арт-директор журнала National Geographic, финалист Пулитцеровской премии, обладатель более 150 наград за работы, опубликованные в Mundo, New York Times и National Geographic. 5 лет проработал в департаменте графики New York Times, начав с должности графического редактора, а затем стал арт-директором. В 2002 году основал собственную компанию 5W Infographics, которая занимается визуальной журналистикой. Среди постоянных клиентов компании: New York Times, Monde, Reader's Digest, Scientific American, Sports Illustrated.

Каковы, на ваш взгляд, основные тенденции развития мировой медиаиндустрии?

– Я считаю важными несколько новых тенденций. Первая – это использование большого объема данных в качестве источников для создания историй. Подход к поиску тем при работе с такими объемами информации должен быть гораздо более искушенным и более совершенным с технической точки зрения. А обширные данные включают открытые данные. Все больше информации становится публичной, наряду с открытым программным обеспечением. И все это демократизирует информационную сферу в действительно новом свете.

Второй тренд – усовершенствованная и более утонченная подача визуальных историй с интерактивными приложениями, графикой, видео.

Есть социальный аспект – понятие совместных усилий, когда люди вместе расследуют или сравнивают свои трактовки историй. Или частные лица публикуют свои мнения в блогах. Каждый становится журналистом.

Еще одна тенденция – приоритет мобильности. Все больше и больше людей получают новости в первую очередь на мобильные устройства. Производителям новостей приходится задуматься над тем, как сработает в таких условиях интерактивный контент. СМИ используют дизайн, позволяющий сайту приспосабливаться к тому устройству, с которым вы работаете. Мобильные устройства также способствуют использованию большого объема количественных данных в повседневной жизни, например приложения, отслеживающие ваши спортивные достижения или потребление калорий. Если бы журналисты могли собирать такую информацию, можно было бы создать приложения для ее анализа в новостном контексте.

Не секрет, что журналистика переживает сдвиг: мы больше не владеем СМИ, ими владеет пользователь.

Стоит отметить и то, что, несмотря на упадок печатных СМИ в западных странах, их тираж во многих регионах мира растет.

Как инфографика изменила мир журналистики?

– Инфографика увеличивает глубину понимания, объясняя сложные данные быстрым, наглядным способом. Хорошая инфографика может сработать там, где текст или фотография по отдельности бессильны. Она стала неотъемлемым инструментом журналистики, помогающим печатным СМИ адаптироваться к работе в условиях, когда телевидение, а затем и интернет сделали нашу культуру гораздо более визуальной, нежели основанной на тексте. Это была необходимая адаптация, которая сделала журналистику богаче.

Какой этап развития переживает сегодня визуальная журналистика? Растет ли спрос на инфографику?

– Инструменты визуальной журналистики становятся все более передовыми, возможности растут. Какое-то время это были 3D-программы и географические информационные системы, теперь мы видим множество новых инструментов, в частности, позволяющих обрабатывать и представлять большие объемы данных уникальными способами. Появились многочисленные стандарты и технологии, поэтому некоторое время уйдет на то, чтобы определить и принять лучшие и наиболее универсальные.

Сейчас мир переживает настоящий бум визуальной информации. Все измеряется и исчисляется, необработанный материал становится доступным все большему количеству людей. Это естественно, что мы пытаемся придать ему смысл, организуя его, редактируя, представляя наглядно. Хорошая инфографика позволяет быстрее понять идеи и тренды, спрятанные за данными. Она как бы включает свет, чтобы сделать сложное явным.

Кто делает лучшую инфографику в мире? Не могли бы вы привести примеры?

– Многие СМИ создают замечательную инфографику как в печатном, так и в цифровом формате. New York Times всегда на высоте, National Geographic, Guardian в Великобритании, испанские газеты, такие как Mundo, аргентинская Clarin. Это организации, в которых отделы инфографики полностью отвечают за исследование и производство визуального контента, а не только за дизайн и изображения. Инфографика набирает популярность, и мы видим, как ее качество растет в Китае, на Ближнем Востоке.

Каково ваше мнение об инфографике в российских СМИ? Какого прогресса им удалось достичь?

– Я с большим интересом слежу за развитием инфографики в России. В РИА Новости инфографикой занимается высококлассный отдел, которому удалось повысить как качество работ, так и значимость этого направления на российском медиарынке. Есть также инициативы, показывающие немалую изобретательность, например журнал «Инфографика».

Можете ли вспомнить или представить инфографику, которая понятна во всем мире без единого слова?

– Да, конечно. Найджел Холмс, один из пионеров современной инфографики, опубликовал пару книг с инфографикой без слов. Язык изображений универсален и понятен каждому.

Я также помню, как давал консультации для гватемальской газеты, каждый пятый читатель которой не умеет ни читать, ни писать. Инфографика нужна им, чтобы, используя минимум слов, или вообще без слов объяснить важнейшие новости, например о происшествиях или преступлениях.

Вместе с тем, не думаю, что инфографика без слов – это то, к чему надо стремиться. Инфографика является сочетанием изображения и текста, где текст – это неотъемлемый пласт понимания и анализа. В лучших образцах этого жанра слова все-таки есть.

Какую из ваших собственных работ можете назвать любимой?

– Их так много... Я привязался к большинству проектов, которые реализовывал. Возможно, наибольшее удовлетворение принесла мне реконструкция терракотовой армии для National Geographic. Нам нужно было точное понимание цвета более чем 6 тысяч терракотовых фигур в захоронении. Для разработки этого проекта я поехал в Китай и провел много времени с археологами и учеными, работающими над сохранением фрагментов краски.

Мы также детально воссоздали цвет одной фигуры. В специальном магазине художественных товаров в Нью-Йорке нашли аналогичные пигменты, сфотографировали их, чтобы показать рядом с фигурой.

Помимо цветов, пришлось изучать расположение воинов разного ранга, их доспехи и оружие. Каждую деталь мы неоднократно проверяли с экспертами. Мы также сделали 3D-видео с облетом захоронения.

Детальный анализ обязателен для качественной графики, и мы счастливы возможности посещать столь отдаленные места, чтобы создавать такие произведения.

Каким было ваше самое сложное задание при создании инфографики?

– Я работал в New York Times, когда произошли террористические атаки 11 сентября 2001 года. Это было очень тяжелое с эмоциональной точки зрения время. Было сложно делать репортажи в городе, потрясенном этими событиями до основания.

В большинстве случаев сложности возникают, когда нужно получить точные данные. В National Geographic мы используем только оригинальные источники и проверяем каждую деталь. При поиске информации возникают препятствия: или преднамеренные (частные компании не хотят раскрывать данные), или просто связанные с особой сложностью задачи. Например, после масштабной утечки нефти в Мексиканском заливе в 2010 году мы решили отметить на карте точное местоположение каждой нефтяной платформы и трубопровода в заливе. Поиск данных из разных источников занял несколько недель, но в итоге мы показали, как нефтяная индустрия изменила ландшафт в регионе. Такой уровень глубины и детализации не является для нас чем-то необычным.

Какие советы вы можете дать тем, кто учится делать инфографику и хочет добиться серьезных результатов?

– Инфографика – это не только искусство или дизайн, это визуальная журналистика. Самая важная вещь перед тем, как вы начнете, – основательное исследование и точные данные из надежных источников. Поэтому важно иметь репортерские навыки. В моей команде мы проводим все исследования сами.

Затем, естественно, нужно организовать информацию на странице, создать понятное повествование. Важно задать иерархию элементов, если это сложная инфографика с многочисленными компонентами. Определить порядок прочтения, продумать, как взгляд читателя будет скользить по странице. Если у вас много элементов, определить доминирующий и второстепенные. Цвет должен быть не украшением, а нести смысловую нагрузку. У хорошей инфографики сдержанная палитра, более яркий цвет используется, чтобы привлечь внимание читателя к самой важной части истории (например, траектория на карте).

Упрощайте, придерживайтесь общепринятых принципов визуальной презентации. Изучайте, как читатели воспринимают наглядные сообщения. И, основываясь на этой прочной базе, ищите простор для изобретательности и инноваций.

Какую роль будет играть инфографика в ближайшем будущем? Как она изменится?

– Визуализация данных завоевывает признание. Аудитория хочет быть вовлеченной в интерактивный контент, смотреть видео, которое переносит зрителя в центр новостного события, иметь наглядную информацию о мире или о собственной жизни. Думаю, больше внимания будет уделяться представлению визуального контента на мобильных устройствах, больше появится материалов, произведенных самими пользователями, которые становятся все более технически подкованными. В то же время работа в сети станет более простой, интуитивной. Больше просто представленного контента и меньше интерфейса, кнопок и прочего.

Какие вопросы вы планируете поднять на международном форуме «Медиа будущего»? Чего ждете от этого события?

– Я попытаюсь обратить внимание на разрыв между большим объемом информации и запросом аудитории на простой и понятный взгляд на нее. У National Geographic 40 миллионов читателей, поэтому нам всегда приходится рассказывать истории не только глубокие и значимые, но и доступные для понимания, независимо от того, насколько сложна информация из оригинального источника. Понятие визуализации данных (на любой платформе) становится основным, и форум «Медиа будущего» – прекрасная возможность это обсудить.

Источник интервью

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах