Примета посткризисного автомобильного рынка России – каждую новинку встречают ажиотажем. А если автомобиль относится к категории эконом-класса, то интерес потенциальных потребителей просто зашкаливает. Так было с LADA Granta. Автомобиль выходит в продажу в декабре 2011 года, но еще в прошлом году на машину началась настоящая охота. Мимо объективов не прошли ни «закамуфлированные» ходовые макеты, ни полусобранные опытные образцы в цехах завода. Отчего такой интерес? Как минимум – от того, что АВТОВАЗ пообещал выдать автомобиль с принципиально новым балансом цены и потребительских свойств. Неслучайно впервые в своей истории завод объявил запись на новую модель через Интернет – потребители хотят быть уверенными, что в условиях высокого спроса Гранта поступит им в оговоренные сроки.
Кому она нужна?
Прежде всего тем, кто раньше ездил на «классике» - LADA 2105 и LADA 2107. Именно для этой категории потребителей и предназначена Гранта, а точнее, ее самая доступная комплектация. Заявленная цена на версию «стандарт» – 229 тысяч рублей. На рынке новых автомобилей это рекорд. Да, «классика» дешевле. И кому-то нравится «семерка». Но все ретро-очарование заднеприводного ветерана улетучивается, когда две эти машины стоят рядом. Гранта солиднее, вместительнее. У нее шире распахиваются двери, и дверной проем ощутимо больше. Наконец, у Гранты более мощный и тяговитый мотор. И хотя покупатели недорогих автомобилей не особенно задумываются над безопасностью, разработчики Гранты заложили в нее более высокий, чем у «классики», уровень пассивной и активной защиты… Как минимум, в самой дешевой версии уже присутствует подушка безопасности водителя.
Гранта воплощает один из главных принципов автомобилей LADA – многофункциональность. То есть она отлично подходит для городских поездок, для дальних путешествий и для вылазок на природу. Годится машина и для малого бизнеса – еще бы, с таким багажником! 480 литров – очень приличный объем по меркам класса.
Итак, самый дешевый вариант – для бывших владельцев «классики», вариант «норма», дороже (256 тысяч рублей), - для тех, кто ездил на «Самара». И к середине 2012 года появится «люкс» - эта комплектация заменит седан LADA Kalina, на базе которого построена «Гранта» и который уже снят с производства. И еще одно – летом АВТОВАЗ планирует маленькую революцию – появится автоматическая коробка передач. И Гранта будет первым автомобилем в линейке LADA, на который завод будет ее ставить.
Как снижали цену?
Для автомобиля эконом-класса цена имеет огромное значение. Поэтому конструкторы провели серьезную работу по снижению себестоимости производства автомобиля без потери потребительских свойств и качества. Вся конструкция LADA Granta тщательно отработана с помощью цифровых технологий и методик Альянса Renault-Nissan, что позволило снизить стоимость ее разработки. Кроме того, для удешевления производства уменьшено количество деталей в различных узлах автомобиля – опять же без снижения важнейших характеристик: безопасности, качества, удобства и надежности.
К примеру, облицовка радиатора «Гранты» интегрирована с передним бампером: если бамперная группа LADA Kalina содержит 9 деталей, то LADA Granta – 3 детали. Панель приборов LADA Kalina состоит из 52 деталей, панель LADA Granta – из 39. Обивка двери LADA Kalina содержит 15 деталей, LADA Granta – 3.
Еще одна причина низкой стоимости LADA Granta – упрощенная комплектация для самого недорогого варианта, без электропакета, усилителя руля и прочего. Но для более требовательных покупателей, как мы уже говорили, есть и версии с сервоприводами и «климатом», и айрбегами…
Дорогу починили?
Именно это вопрос хочется задать, когда впервые садишься в Гранту. Нет, дорога как была российской, так и осталась. Вот только Гранта будто не замечает мелких трещинок, выбоин и камешков. При этом энергоемкость подвески осталась «калиновской». То есть машина без пробоев подвески глотает огромные выбоины и на приличной скорости спрыгивает с бордюра. Даже на булыжном участке можно ее пришпорить и только удивляться: надо же, какая плохая дорога, и как легко машина с ней справляется. Под стать подвеске и мотор. С объёма в 1,6 литра сняты 87 л.с. (чтобы не платить акциз и сделать машину дешевле, пояснили инженеры). Благодаря облегчённой шатунно-поршневой группе этот движок крутится куда веселее своих 8-клапанных собратьев. Да, у него тоже 2 клапана на цилиндр, но он удачно совмещает тракторную тяговитость и молодёжную крутильность. И вполне экономичный – средний расход - составил 7,2 литра на сотню.
Руль у Гранты стал «острый», и причина тому – «короткая» рулевая рейка, дающая всего 3 оборота от упора до упора. Правда, такой руль можно с легкостью крутить только на машине с усилителем, так что самые дешевые версии обойдутся стандартной «длинной» рейкой, которая дает на оборот больше. Чтобы машина меньше кренилась в поворотах и устойчивее вела себя на трассе, АВТОВАЗ впервые для себя решился на заднюю подвеску с отрицательным углом развала колес (-1°), который устанавливается на заводе и не требует регулировки в эксплуатации. Кроме того, предусмотрено положительное (+10’) схождение задних колес. Увеличен и кастер (один из углов установки передних колес), что опять же положительно сказалось на управляемости машины.
Что еще новенького?
В общей сложности для Гранты сконструировано 400 оригинальных автокомпонентов. Новые крылья, капот и крышка багажника, новая светотехника… Часть нововведений перейдет и на семейство Калина - это «короткая» рулевая рейка, модернизированный 8-клапанный мотор, задняя подвеска с отрицательным развалом колес.