Хорошая состоит в том, что премию по физике дали двоим выходцам из России. Плохая - в том, что они давно живут и работают за рубежом. И свои главные исследования проводили именно там.
История эта весьма поучительна. Во-первых, она демонстрирует, что современный учёный должен быть авантюристом в хорошем смысле этого слова. Во-вторых, в полной мере показывает, что такое «утечка мозгов» и к чему она привела.
«Да пошли вы!»
Нобелевскую премию по медицине и физиологии в этом году получит 85-летний Роберт Эдвардс из Великобритании - «за создание технологии искусственного оплодотворения». Благодаря методу ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение) на свет появилось более 4 млн человек по всему миру.
Награды в области химии удостоены американец Ричард Хек и двое японцев - Эйити Нэгиси и Акира Судзуки. Они разработали эффективные способы соединения атомов углерода для построения сложных молекул. Это приведёт к созданию новых лекарств.
Наконец, в самой престижной научной номинации - в области физики - отмечены работающие в Манчестере (Англия) Андрей Гейм и Константин Новосёлов. Первый родился в Сочи, а сейчас является подданным Королевства Нидерландов. Второй - уроженец Нижнего Тагила, ныне имеющий двойное, российско-британское, гражданство. Оба учились в МФТИ, легендарном Физтехе. Оба работали в Черноголовке, в Институте проблем технологии микроэлектроники и особо чистых материалов РАН, где и родилась идея создания нового материала - графена, до этого существовавшего лишь в теории (см. справку).
«Ещё в середине ХХ века великие физики-теоретики, в том числе Ландау, утверждали: двухмерные кристаллические системы получить невозможно, они неустойчивы, - говорит Вячеслав ТУЛИН, директор института, под чьим руководством работали будущие нобелевские лауреаты. - А Андрей Гейм сказал: «Да пошли вы, ребята, я попробую!» Он человек, который умеет и любит рисковать. Ему подходит лозунг «Умных много, смелых мало». Гейм смелый, он берётся за то, за что другие не возьмутся, потому что не верят, что у них получится. А он верит, и у него получается».
Уехав в Голландию, Андрей Гейм позвал к себе более молодого коллегу, Константина Новосёлова. Окончательного же результата физики добились в 2004 году, уже перебравшись в Манчестерский университет, где им создали оптимальные условия. «Гейм молодец, он нашёл место, где его идеями заинтересовались, а затем смог обеспечить работой российских коллег, - считает Виктор Маслов, академик РАН, крупнейший специалист в области математической физики. - Сейчас с ним в Манчестере трудится целая группа исследователей из России. И надо понимать, что они уехали туда с багажом знаний, полученных здесь».
Графен прятали от таможни
Можно ли в таком случае считать институт в Черноголовке причастным к этой Нобелевке? «Конечно! - уверен Вячеслав Тулин. - Мы же всё время сотрудничали с Геймом. Когда он что-то придумывал, в первую очередь обращался к нам. Наши технологи и делали для него первые образцы графена. Наклеивали скотч на специальный очищенный графит, отдирали, затем наклеивали с другой стороны. Чешуйки становились всё тоньше, затем их отделяли и отыскивали с помощью оптического микроскопа. Отдельное искусство - приделать к образцу контакты. Ну а потом образец помещали в коробочку и везли на самолёте в Англию, по дороге прятали от таможни. Уже в Манчестере проводились все нужные измерения материала. Всё-таки исследования графена - работа очень тонкая. Вообще, это открытие связано не с какой-то страной или институтом, а с личностью исследователя. Это целиком заслуга Гейма. Сейчас за доведение технологии до производства взялись большие фирмы. Думаю, через несколько лет наладят изготовление приборов».
После решения Нобелевского комитета представители фонда «Сколково» заявили, что намерены пригласить Гейма и Новосёлова к участию в проекте. На что Гейм ответил: «Меня это никак не интересует. У вас что, считают, что если кому-нибудь отсыпят мешок золота, то можно всех пригласить?»
«Конечно, теперь поздно звать их в «Сколково» да и в Россию вообще, - грустно замечает академик Маслов. - Но это хороший пример на будущее. Пусть наши чиновники, государевы люди, которые отвечают за инновации, возьмут на заметку: если вовремя не разглядеть перспективные работы, ведущиеся в стране, и не обеспечить их нужными условиями, потом придётся локти кусать. И зазывать своих же учёных из-за рубежа».
Что такое графен?
Графен - это, по сути, слой графита толщиной в один атом. Представьте себе двухмерный кристалл, где атомы собраны в решётку из шестиугольных ячеек наподобие пчелиных сот. Это и будет графен. Материал обладает уникальными свойствами - высокой прочностью (в 200 раз крепче стали), хорошей тепло- и электропроводностью. Его считают новым поколением материалов, которые заменят кремний в микросхемах и найдут применение в наноэлектронике. Графен повысит скорость работы компьютеров, снизит их энергопотребление и нагревание, сделает их более лёгкими. Им можно заменить тяжёлые медные провода. Другая область применения - очень чувствительные сенсоры для обнаружения отдельных молекул. Графеном можно покрывать активное вещество ЖК-мониторов: благодаря толщине в один атом он практически прозрачен.