Столица мятежной британской провинции уже заранее недобро подмигнула российской сборной, когда шесть сотрудников главного стадиона Северной Ирландии, не смогли своими силами, без помощи гастарбайтеров и военных, очистить вверенное им поле от снега весной этого года.
Потом Белфаст также играючи и уже беззлобно обыграл нашу федерацию футбола, при рубке в офисе ФИФА за дату переноса игры. «Доктор» Вячеслав Колосков не сумел обаять чиновников организации, хотя у нас в России часто говорили, что Доктор всемогущ и на короткой ноге с самим Йозефом Блаттером.
Мы не только проиграли околофутбольную прелюдию, связанную исключительно с нежеланием напрягаться ирландцев со своим полем. Сами, ведь, тоже не напрягались: не ругались, не требовали перенести игру на другое поле, не смогли железно настоять на той дате, июньской, на которой бурно настаивал Фабио Капелло.
Я не говорю, плохо или нет, что многострадальный матч в Белфасте перенесли на 14 августа. Я скорее говорю о некой энергетической подоплеке «нехорошего матча».
И дело ведь не в том, что сборной России надо звать батюшку, чтобы освятить команду и снять плохую энергетику. До абсурда то ведь не будем совсем доходить.
Но то, что энергетика этого матча была «не айс», по-моему, очевидно.
Перенос, погодная аномалия, удивительная беззубость ответственных лоббистов нашей команды, беспорядки на религиозной почве в Белфасте накануне игры. Все было не совсем за нас, точнее, совсем против нас.
Не совсем как в Мариборе, но близко к тому. Два переходных матча со сборной Словении в преддверие ЧМ в ЮАР тоже сопровождались энергетическим кошмаром – «кальянным делом», в котором пострадали в принципе те, кто не должен был пострадать. Это я вам говорю как очевидец тех событий, плотно работавший в РФС с национальной командой.
Команда ехала в Марибор уже не с самой радужной кармой. И в итоге проиграла главный матч сезона.
И ведь давайте вспомним: все было очень похоже, и в Мариборе, и в Белфасте.
Небольшие стадионы, на которых местные болельщики не разделялись на ультру, фанатов и «кузьмичей», а были единым целым. Еще раз посмотрите, как пели и поддерживали свою сборную североирландцы – стоя, держа друг друга за плечи, и на заворотных секторах, и в центре, и в ВИПе. Женщины, дети, старики, премьер-министры, пьяные фанаты – все были как один! Как и в Мариборе! И эта энергия передается всей команде, которая выступала против сборной России без двух своих самых приличных игроков!
Белфаст и Марибор объединила и какая-то беспомощность нашей команды, затравленность и «неумеховость». Словения и Северная Ирландия играли не в прагматичный, а в веселый и злой футбол одновременно. А наши не знали, куда девать мяч. В Мариборе символом беспомощности стала игра Аршавина, а в Белфасте меня разочаровал никто иной как надежда команды — Денис Черышев. Так к ответственным матчам не готовятся, чтобы получить травму на ровном месте, отыграв всего пять минут.
Белфаст и Марибор объединяло то, что именно в этих матчах обществом ставилась точка невозврата и футбольный дедлайн: именно там по сути решалась судьба мировых первенств.
И вот тут мы снова возвращаемся к вопросам энергий. Наша сборная к сожалению не умеет сыграть в момент наиболее агрессивного требования сообщества при полном перенапряжении сил и энергий. Так было в памятных матчах разных отборочных циклов и самих чемпионатов с Албанией, Германией, Словенией, Израилем, Андоррой, Словенией, с оговорками — с Испанией на Евро-2008. Правда, справедливости ради, стоит вспомнить матч, победу в котором общество именно требовало и ожидало — со сборной Англии в Лужниках в 2007 году (матч с Голландией на ЧЕ -2008 не в счет, ибо это был колоссальный подарок всей стране, нежели ожидаемое однозначно событие).
Короче, как только от российской футбольной «Приоры» требуют в момент времени стать «Мерседесом», низкопосаженная, натюнинговая, с черными шторками в окнах и хромированными огромными глушителями радость отечественного автопрома, напарывается на безжалостного «лежачего полицейского». И, напротив, когда предел общественных ожиданий меньше, наша «Приорка» совершает такие трюки, что голова только кругом идет от нежданного счастья.
Не ругайте нашу команду. Она ведь вчера была неравнодушна, а парни действительно старались. Ментальный надлом когда-то произойдет несомненно. Многие из наших футболистов понимают это, ведь именно из-за разницы в ментальности и неумении сыграть в обстановке энергетического перенапряжения, многие их них не смогли заиграть в Европе. Если вы считаете, что говоря об энергиях, я несу бред, то еще раз посмотрите, как сыграла вчера ирландская сборная – именно на накале, особом энергическом настрое. Словения тогда — тоже.
И все же говоря о сравнении Белфаста и Марибора, стоит сделать важнейшую оговорку. В отличие от словенского кошмара, на этот раз у нас есть возможность все исправить, причем, с соперниками порядка еще ниже. Хотя, теперь мы уже и Люксембург и Израиль как огня бояться будем.
И настраиваться команде надо не на матч, а на эпическое сражение в каждой из четырех оставшихся игр.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Андрей Малосолов, Бывший глава пресс-службы Российского футбольного союза, журналист, блоггер, ведущий передачи «ФанZона». |