Телевизионная картинка была великолепной! Свет, звук, потрясающая сценография! И главное — молодые, красивые, ликующие лица, излучающие позитивную энергетику. И как со всем этим диссонировали песни и (преимущественно) хмурые лица артистов, их исполнявших. Большая часть «наших лучших артистов» (так назвала их Ольга Шелест), которым доверили честь закрывать спортивный праздник, видимо, слишком буквально поняла слово «закрытие». И вели себя на сцене так, будто выступают на поминках, а не на весёлом молодёжном мероприятии. «Мы хотим отметить, — сказал Дмитрий Губерниев, комментировавший в паре с Шелест финал Универсиады, — что каждый номер, каждая песня, которые прозвучат в этом концерте, будут посвящены какой-то теме, связанной с Универсиадой».
Лично мне очень нравятся песни Гарика Сукачёва. Но какая связь между его песней «Напои меня водой» и Универсиадой, я в толк не возьму. «Эта композиция о единстве человека и природы», — сказала Шелест. После этих слов я всё ждал, когда Гарик разденется до трусов и окончательно сольётся с природой. Как он это часто практикует на своих концертах и в лобби-барах дорогих отелей. А ещё попросит со сцены: «Дайте водки». Но нет, удержался. Мне всегда казалось, что эта песня Гарика о любви. Любовь, безусловно, главная движущая сила всего и вся. Но как она конкретно связано со спортом, зрителям не пояснили. Или вот, к примеру, Земфира — талантливая, неподражаемая, умная. Ну, наверно, могла бы подобрать иную песню, приличествующую моменту, а не «Мы разбиваемся». «Земля разбивается пополам. Вздох сожаления на губах», — пела она. А на экране — счастливые лица. У людей счастье! А она про то, что «мы разбиваемся».
Текст песни Касты «Сочиняй мечты» вообще показался двусмысленным. Он читал свой рэп: «Когда вдруг кажется, что на всём свете Божьем ты тот самый избранный, ну, и друзья твои тоже. Когда девственник — это подлое ругательство, когда в качестве женщин — пусть хоть каракатица». А зрителям показывали кадры, на которых премьер-министр Дмитрий Медведев и вице-премьер Игорь Шувалов пускали волну и мигали фонариками.
Но ещё фривольнее выглядело выступление группы «Серебро», исполнившей хулиганскую песню «Gun», героиня которой открывает бутылочку в такси и просит швырнуть её на танцпол. «Я уже готова оказаться под тобой», — пели девушки. Какую тему Универсиады символизировала эта песня? Текст которой не только совсем не подходящий для торжественной церемонии, а довольно скабрёзный и неприличный, между прочим, со словом f…. Причём, «серебряные» девушки не первый год на эстраде, но двигаются на сцене по-прежнему, как сильно нетрезвые колхозницы на сельской дискотеке. За это время можно было научить пластично двигаться даже медведя.
Из всех песенных номеров соответствовали моменту, на мой взгляд, три. Квартет Сергей Лазарев, Эльмира Калимуллина, Тимур Родригез, Нюша, спевшие We are Young группы Fun. Это действительно гимн молодости и свободы, пусть и в весьма метафорической форме. «Zdob si Zdub» с песней «Кино» «Видели ночь». Под неё можно танцевать. И героиня Татарстана Дина Гарипова с «евровидийным» хитом What if. Это было прилично, уместно и респектабельно.
Понятно желание организаторов показать широкую музыкальную палитру. Ну, так надо было каких-нибудь молодых классических музыкантов выпустить на сцену. Народную песню как-то представить. Чтобы приехавшие иностранцы чувствовали национальный колорит. Ту же Марину Девятову, например. Каких-нибудь «бурановских девушек». Их ведь полно по всей стране, поющих фольклор.Даже любимые мной «Мумий Тролль» и «Би-2» не смогли во всей своей огромной дискографии отыскать нужные песни. «Би-2» исполнили гимн Дэвиду Боуи, а Илья Лагутенко прославил «Малька». Помню, есть у «Мумий Тролля» альбом «Икра». «Малёк» — это его логическое продолжение. На Олимпиаде в Сочи, наверно, Илья споёт нам что-нибудь про «Рыбу». На русском. Хотя Илья прекрасно поёт по-английски и даже по-китайски.
А вообще, хочется, чтобы за державу было не обидно. Хорошо англичанам. У них и Пол Маккартни и целый Майк Олдфильд, блистательно сыгравшие на закрытии Олимпиады в Лондоне. А нам, по сути, и предложить нечего иностранным гостям. Популярная музыка у нас, как была для внутреннего пользования, так, увы, и остаётся неконвертируемой.
Владимир Полупанов |
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции