Так решил Исполком Российского футбольного союза, поддавшись на уговоры руководителей некоторых отечественных клубов.
«Это ради вашей собственной безопасности», — уверяют они.
Ага, так мы и поверили, товарищи президенты футбольных клубов. Лучше бы вы сражались с ветряными мельницами, как это делали, каждый в свое время, Дон Кихот и министр спорта России Виталий Мутко. От такой бессмысленной деятельности и то толку больше. Клубы же принялись воздвигать собственные ветряные мельницы на пути Донов Кихотов от народа — футбольных фанатов.
Почему паспортный контроль по продаже билетов на футбол — ветряная мельница? На это есть целый ряд причин.
Ветряные мельницы
На кого нацелено это ограничение? На «ультрас» — на активных фанатов, которые жгут фаера, дерутся, выбегают на поле и ходят на фанатскую трибуну. Чтобы понять, почему продажа билетов по паспортам ничего не даст, надо хоть раз посмотреть футбол глазами фанатов — из-за ворот. Клубы надеются, что с помощью видеозаписей они смогут определять, на каком месте на трибуне было осуществлено правонарушение, вычислять виновника по паспорту и наказывать его. Ага, как бы ни так! Был я на этих трибунах, и не раз. Купив билет, скажем, на сектор 7 трибуны «В» в «Лужниках», можно запросто переместиться в сектор 3, или 5, или 9 — как душе будет угодно. Ограничивать перемещение во время игры у полиции или стюардов нет никакой возможности. И как после этого вы меня вычислите по моему билету?
У клубов может быть другой аргумент — отложенный штраф. Объясню. Поймав меня раз на правонарушении и переписав мои паспортные данные, они впредь не будут продавать мне билеты на футбол. Это отличная идея, если только не учитывать тот факт, что у меня очень много друзей, которые с радостью за бутылку пива прогуляются со мной до касс «Лужников» и на свое имя купят мне билет. Да даже те, кто жгут со мной фаера, но еще не попадались, могут купить мне заветный квиток. Делов-то — купить его себе, подойти к другому окну кассы и купить еще один мне. Сомневаюсь, что клубы будут создавать электронные базы данных, в которых будут учитывать всех, купивших уже билеты на игру и отслеживать повторную покупку — слишком дорого и все равно неэффективно.
Есть еще один выход — паспортный контроль на входе. Идея тоже хорошая, но в корне утопическая. Представьте, игра «Спартак» — ЦСКА, «Лужники», продано 70 000 билетов. Да при контроле каждого фаната и сверке его паспортных данных с базой нарушителей, последний вошедший на стадион попадет на трибуну часа через три после окончания матча — минимум.
Свобода
Нет, дело не в желании победить беспорядки на трибунах, а в желании сделать игру более комфортной для той или иной команды. Яркий пример — «Анжи», который продавал билеты на игру Лиги Европы против английского «Ливерпуля» по паспортам. Тот матч проходил в Москве на стадионе «Локомотив» и руководство махачкалинского клуба не желало повторения случая, когда на игру приходили фанаты «железнодорожников» и устраивали акцию протеста, требуя от руководства клуба изгнать дагестанскую команду с их стадиона. Продавал «Анжи» билеты только «своим». В итоге возможности посмотреть хороший футбол лишились многие российские болельщики популярного у нас «Ливерпуля» — на фанатский сектор англичан купить билет не было никакой возможности, а на обычную трибуну с московской пропиской и без членского билета клуба «Анжи» тебя не пускали. Так футбол в России стал спортом не для всех.
И дело тут даже не в каком-то межнаце, который приписывают каждому упоминанию клуба «Анжи» в прессе. Я сам вырос на Северном Кавказе и мечтаю, чтобы баталии в том регионе остались лишь на футбольном поле, а в Махачкалу могли приезжать европейские топ-клубы. То же самое на трибунах «Локо» было бы, пусти руководство команды проводить на нем свои домашние матчи, скажем, питерский «Зенит». Фанаты московских клубов точно так же пришли бы на трибуны и болели бы против питерской команды — без сомнений.
Но это не единственная свобода¸ которой нас пытаются лишить клубы, вводя паспортный контроль. Представим другую ситуацию: мой отец, фанат «Спартака», прилетает в Москву на пару дней навестить сына и против купить ему билет на игру красно-белых с ЦСКА, которая проходит в эти даты. Как я это сделаю? Или мне просить отца прислать его паспорт, чтобы купить на него билет, а затем отсылать документ обратно, чтобы ему разрешили-таки сесть на самолет? Маразм!
А как теперь быть с продажей билетов через интернет? Я и этой возможности лишусь? А если нет, то где гарантия, что я приобрету билеты по своим паспортным данным, а не по вымышленным? Или теперь курьеры, доставляющие билеты будут их по паспортам выдавать, и чтобы получить заказ на несколько билетов, нужно будет, скажем, вдесятером собраться и ждать этого заветного доставщика счастья?
Пристегните ремни
Скоро такими темпами на стадион придется приходит за два часа до начала матча — как не международные авиарейсы, регистрироваться на игру, проходить паспортный контроль, затем контроль на метало детекторах, ждать момента, когда разрешат занять свое место на трибуне, прослушать инструктаж, пристегнуть ремни, отключить все электронные приборы и ждать, пока начнут разносить закуску и прохладительные напитки... Хотя, какие напитки? Кому вообще надо, чтобы поход на футбол был удобным? Никаких напитков, не говоря уже о пиве!
Некоторые из мер, описанных выше с такой иронией, к слову, уже применяются на наших стадионах.
Да забудьте вы про паспорта и установите наконец по периметру камеры, записывающие видео с высоким разрешением. А правонарушителей не надо лишать возможности ходить на футбол. Благо у нас в законодательстве все статьи предусмотрены. По одному обвинению в хулиганстве можно сесть лет на семь. А опознать людей в масках правоохранительным органам труда не составит, будь то фанат с фаером на трибуне, или девчонка с гитарой в храме.
Чаушьян Степан |