Примерное время чтения: 11 минут
619

Как немцы растят новую футбольную смену

В Государственном университете управления прошла лекция руководителя департамента детско – юношеского футбола FC Schalke 04 Андреаса Герке для слушателей специализации «Менеджмент в игровых видах спорта». Представитель первого зарубежного футбольного клуба, чьим спонсором стал концерн «Газпром», рассказал, как складываются отношения руководства Schalke с могущественным российским партнером, а также поделился информацией об организации работы вверенной его заботам футбольной школы. Ниже мы приводим наиболее интересные фрагменты лекции господина Герке.

Андреас Герке о структуре Schalke и специфике детско–юношеского футбола Германии:

- В клубной структуре Schalke существует семь различных департаментов: департамент лицензирования, департамент организации игр, департамент маркетинга, департамент по работе с прессой, департамент мерчендайзинга, департамент недвижимости, наконец, наш департамент детско–юношеского футбола. В ведении последнего находится десять детско–юношеских команд, в которых тренируются и играют около 170 футболистов в возрасте от 9 до 17 лет и одна любительская команда (игроки в возрасте до 19 лет), выступающая в IV–й Лиге национального чемпионата. Впрочем, возможно, уже в следующем сезоне она будет расформирована: это произойдет в том случае, если нашим любителям не удастся пробиться в вышестоящую Лигу.

Справка: Футбольный клуб FC Schalke 04 (Гельзенкирхен). Основан в 1904 году. Цвета: сине – белые. Стадион: Veltins Arena (61 482 зрителя). Президент: Герхард Реберг. Главный тренер: Мирко Сломка. 7 кратный чемпион Германии (1934, 1935, 1937, 1939, 1940, 1942, 1958). 4-кратный обладатель Кубка Германии (1938, 1972, 2001, 2002). 2–кратный обладатель Кубка Интертото (2003, 2004). Обладатель Кубка УЕФА (1997).

Ежегодное содержание детско–юношеских команд обходится клубу в 2,1 миллиона евро. Причем родители занимающихся в них детей платят лишь символический «членский взнос» - 36 евро в год. Все остальные расходы, в том числе траты на футбольную экипировку, лежат на клубе: за поставку необходимой формы, мячей и прочей амуниции для детско–юношеских команд Adidas, технический спонсор «большого» Schalke, ежегодно выручает 300 тысяч евро. Еще десять лет назад такого не было - форму и инвентарь должны были покупать родители – и я считаю, что такое положение вещей должно было оставаться незыблемым. По моим наблюдениям, а я пришел в клуб как раз десять лет назад, получая все необходимое для игры и тренировок бесплатно, дети перестают ценить то, что имеют, становятся более избалованными и капризными – качества, которые безусловно не входят в число добродетелей футболиста.

Впрочем, самые крупные расходы, которые несет наш департамент, это расходы, связанные с транспортом. Объясняется это прежде всего с тем, что из 170 детей и юношей, занимающихся сейчас в наших командах, больше 60 живут не непосредственно в Гельзенкирхене, а в его окрестностях, причем некоторые – за 100 с лишним километров. В Германии, конечно, нет таких пробок как в Москве, но на то, чтобы ежедневно доставлять ребят в наш город (где они с утра учатся в общеобразовательной школе, у которой есть договор с Schalke, потом делают уроки, а ближе к вечеру тренируются), а затем развозить их по домам, уходит достаточно много времени, сил и, соответственно, средств (в Германии отсутствует система спортивных интернатов, где молодые перспективные спортсмены могут жить на постоянной основе). В распоряжении нашего департамента имеются 8 микроавтобусов на 9 персон каждый, 8 штатных водителей и еще восемь водителей, работающих на собственных автомобилях. Кто–то в клубе подсчитал, что в год с учетом выезда на матчи в другие города они накатывают по 150 тысяч километров (впрочем, лично я считаю, что эта цифра занижена). Можно ли как–то сократить транспортные расходы? В принципе можно: общественный транспорт в Германии работает бесперебойно. Однако эту услугу – индивидуальную перевозку молодых игроков – оказывают практически все клубы Бундеслиги, и если мы объявим о том, что отказываемся от нее, для многих родителей это может стать поводом к тому, чтобы «перевести» своего ребенка в какой–либо другой клуб.

Тем более, что сделать это проще простого. Дело в том, что первые контракты молодые игроки в Германии сейчас заключают в 16–17 лет, и примерно в это же время у них появляются агенты. Что же касается более молодых футболистов, то они могут менять клубы на совершенно безвозмездной основе. Еще несколько лет назад мы, по крайней мере, могли рассчитывать на какую – то компенсацию за такие переходы: клуб, забиравший у нас молодого игрока, платил примерно по 5 тысяч евро за каждый год, проведенный уходящим футболистом в нашей детско – юношеской школе. Однако ныне действующие правила УЕФА фактически отменили этот порядок, и теперь на компенсацию за своего «неподписанного» воспитанника могут рассчитывать лишь те клубы, чьи молодые футболисты приглянулись зарубежным командам.

Еще одна специфическая особенность немецкого детско–юношеского футбола заключается в его крайней заорганизованности, если не сказать – бюрократизации. Начать с того, что все десять имеющихся у Schalke детско–юношеских команд (и это в полной мере относится к любому другому клубу Бундеслиги) обязаны ежегодно предоставлять в Немецкий футбольный Союз тщательно прописанные «концепции игры», а проще говоря, учебно–тренировочные планы. Кроме того раз в году им предписано проходить процедуру лицензирования и сертификации – то есть передавать в надзирающий орган Союза всю информацию об игроках и тренерах. Это долгая, нудная, сугубо бумажная работа, непосредственно к футболу имеющая весьма косвенное отношение. Тем не менее, отвертеться от нее нет никакой возможности: стоит не пройти лицензирования хотя бы одной детско–юношеской команде, относящейся к тому или иному профессиональному клубу, выступающему в Бундеслиге, как лицензии будет лишен сам клуб.

Андреас Герке о критериях отбора игроков в футбольную школу Schalke и заработной плате тренеров, работающих с детьми и молодежью:

- Дважды в год – осенью и во время Пасхальных каникул – в школу Schalke может записаться любой желающий в возрасте от 9 до 15 лет. Впрочем, это скорее PR–ход. По крайней мере, из тех, кто таким образом пришел в наши команды в последние пять лет, реально задержался в клубе лишь один человек. Так что главная работа по поиску молодых талантов ведется вовсе не методом «массового призыва». Ею ежедневно и, можно сказать, ежечасно занимаются пятеро штатных скаутов, находящихся в непосредственном контакте с тренерами всех детско–юношеских команд и отсматривающих исполнителей на конкретные позиции. География этих поисков весьма обширна – они ведутся не только в Северном Рейне – Вестфалии (земля, одним из административных центров которой является Гельзенкирхен – Прим. ред.), но и во многих других регионах. Если говорить о критериях отбора, то они, конечно, весьма разнообразны, хотя, учитывая реалии и тенденции развития современного футбола, в самую первую очередь скауты обращают внимание на скоростные качества молодых игроков.

Что касается тренеров, то их в штате детско–юношеского департамента Schalke насчитывается 20 человек, по два человека на каждую команду. Причем те из них, кто работают с детьми в возрасте от 9 до 15 лет, не имеют профессиональной лицензии. По немецкой классификации, это – «футбольные учителя», как правило, совместители, получающие за свою работу от 200 до 500 евро в месяц. Наставники же, работающие со старшими возрастами, имеют соответствующие профессиональные лицензии. В подавляющем своем большинстве это бывшие футболисты, и суммы их тренерских контрактов, если так можно выразиться, являются продолжением тех соглашений, которые они имели, будучи действующими игроками.

Довольны ли мы работой своей детско–юношеской школы? Скажу так: не очень. Хотя за главную команду Schalke сейчас заявлены 7 футболистов, в свое время игравшие в наших молодежных командах, в том числе – 19–летний защитник Бенедикт Хеведес и Мануэль Нойер, 21–летний вратарь, пришедший в клуб в возрасте 4 лет и сейчас являющийся его «лицом». Впрочем, эти семеро подтягивались до основной команды в течение последних пяти лет, а нам хотелось бы достичь такого уровня, при котором детско–юношеская школа и любительская команда ежегодно подготавливали бы для «большого» Schalke 1–2 футболистов. Думаю, предпосылки для этого есть, в том числе и предпосылки административного характера: дело в том, что согласно одной из последних директив Немецкого футбольного Союза, «на контракте» в каждой из команд Бундеслиги должно находиться не менее 12 игроков, имеющих немецкое гражданство. Согласитесь, это правило играет на руку молодым немецким футболистам и ставит их в несколько более привелегированное положение по сравнению со сверстниками – легионерами.

Андреас Герке о стадионе и учебно – тренировочной базе Shalke:

- В распоряжении детско–юношеской школы имеются три тренировочных поля, расположенных в непосредственной близости от Veltins Arena, где играет свои домашние матчи главная команда Schalke: два из них – натуральные, одно – искусственное. В непогоду мы имеем возможность проводить тренировки в крытом манеже, перестроенном из старых теннисных кортов: под его крышей находится искусственный газон размером 70 на 40 метров. Впрочем, для 10 команд этого, конечно, мало, и руководство клуба это понимает. В связи с этим уже в 2009 году, после того как будет окончательно снесен расположенный по соседству с Veltins Arena 70–тысячный Parkstadion (cтарый стадион Schalke, на котором в свое время проходили матчи чемпионата мира 1974 года – Прим. ред.), на его месте будут построены еще два тренировочных поля, предназначенных исключительно для детско–юношеской школы, и небольшой стадион на 5 тысяч мест, где наши команды смогут играть официальные матчи.

Андреас Герке о спонсорской поддержке «Газпрома»:

- Нынешний долг Schalke cоставляет 105 миллионов евро. Его появление связано со строительством нового стадиона: Veltins Arena была возведена в 2001 году и обошлась клубу в 192 миллиона евро. С тех пор значительная часть выручки от продажи билетов идет на погашение кредита, взятого на строительство. По условиям договора, выплаты будут продолжаться до 2017 года. Естественно, в таких условиях спонсорский контракт с «Газпромом» оказался для клуба большим подспорьем: благодаря ему, мы получили возможность тратить значительные средства на покупку нужных нам игроков. Фанаты Schalke, насколько я могу судить, новым спонсором довольны: впрочем, время от времени как в прессе, так и в болельщицкой среде высказывают опасения, что «Газпром» начнет жестко диктовать клубному руководству свои условия, в связи с чем Schalke перестанет быть тем «рабочим клубом», каким он был до сих пор (исторически Гельзенкирхен – город шахтеров – Прим. ред.) и превратится в некое подобие Chelsea после покупки его Романом Абрамовичем. Впрочем, хочу подчеркнуть, что я этих опасений не разделяю: до сих пор никакого давления «Газпром» на нас не оказывал и во внутренние дела клуба не вмешивался. Что же касается Абрамовича, то хочу напомнить, что он является единоличным хозяином Chelsea, в то время как «Газпром» для Schalke – всего лишь спонсор, пусть даже очень выгодный. Да и вообще, кто может судить о том, как Абрамович ведет дела в своем клубе? Мне, по крайней мере, об этом ничего неизвестно.

Единственное, что я еще могу сказать на этот счет, так это то, что после подписания контракта между Schalke и «Газпромом» у некоторых других крупных клубов Германии определенно появилась своего рода ревность. В частности, сразу после подписания соглашения в газетах возникла дискуссия на тему о том, что вообще–то он должен был достаться дортмундской Borussia. Аргументы при этом высказывались примерно такие: «Известно, что канцлер Шредер яростный поклонник Borussia. И при этом – большой друг России и президента Путина». Свою лепту в обсуждение этой темы внес и президент дортмунтского клуба Райнхард Раубаль. Как–то раз он высказался примерно в том духе, что на самом деле представители «Газпрома» предлагали ему заключить спонсорский контракт, однако Borussia отказалась, поскольку для нее важно, чтобы ее спонсором была непременно немецкая компания. Правда, я думаю, что господин Раубаль немного покривил душой: по моей информации, нынешний спонсор Borussia (компания Evonic Industries AG - Прим. ред.) смог предложить его клубу лишь 20 процентов от той суммы, что «Газпром» предложил Schalke. Вряд ли бы бизнесмен уровня доктора Раубаля, выбирая из двух столь неравноценных предложений, выбрал бы очевидно менее привлекательное. На мой взгляд, это было бы просто безответственно.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы