Сотрудники факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова вместе с коллегой из Германии поставили эксперимент, показавший, что в долгосрочной перспективе ментальная установка «забудь» действует одинаково с командой «запомни» – и то, и другое способствует лучшему запоминанию информации. Об этом сообщает пресс-служба вуза. Результаты исследования опубликованы в издании Europe's Journal of Psychology.
Эксперимент, проверяющий эффективность мнемонических команд, был проведен с участием 166 студентов факультета психологии МГУ. Им раздали карточки с 12 парами слов – по одному на русском языке и одному на вымышленном языке на каждой. Испытуемым предстояло выучить эти слова дома, а две недели спустя воспроизвести пары слов на бумаге. С заданием справились только 98 студентов, которые продолжили участие в эксперименте. Еще через неделю им предъявляли русские слова из выученных пар, сопровождая их установками «забудь», «запомни», «повтори» (слово нужно было произнести вслух десять раз) или несложными арифметическими задачами.
Через 45 минут, а затем через месяц и через год ученые проверяли, хорошо ли студенты могут воспроизвести выученные пары слов. Чтобы исключить проявления синдрома «хорошего испытуемого», экспериментаторы пообещали освободить 25% студентов с лучшим результатом от заполнения длинного опросника. После свободного воспроизведения слов из памяти испытуемым давали лист с исходными 12 парами слов и просили отметить, какую ментальную установку им давали при предъявлении этих слов.
После этого ученые выявляли статистические закономерности, выясняя, как время и установки или задания влияют на выполнение задания. Оказалось, что при свободном воспроизведении пары, сопровождавшиеся командой «забыть» вспоминались гораздо хуже. Таким образом, на активное воспроизведение команды действовали напрямую. Спустя год, когда явно вспомнить псевдослова студенты уже не могли, как и команды, они одинаково хорошо узнавали псевдослова из условий «запомнить» и «забыть». При этом псевдослова из условий «повторять» и «арифметика» они узнавали хуже. Эксперимент показал, что любая попытка управлять своей памятью, неважно, стремится ли человек что-то запомнить или забыть, связана с усилением следа памяти.
Также результаты указывают на наличие в памяти двух противодействующих процессов. С одной стороны, со временем память блокируется, с другой — некоторые ментальные установки улучшают запоминание. Причем установка «забыть» могла ухудшать результаты свободного воспроизведения слов, но через год стимулировала воспоминания.