Поздним вечером 28 июня в аэропорту им. Ататюрка в Стамбуле прогремело три взрыва. По последним данным, жертвами терактов стал 41 человек, 236 получили ранения. Как заявил премьер-министр Турции Бинали Йылдырым, за атакой на аэропорт могут стоять боевики из запрещённой в РФ группировки «Исламское государство» (ИГ).
Несмотря на то, что аэропорт им. Ататюрка является одним из крупнейших авиахабов Европы, уровень безопасности в нём слабее, чем в других аэропортах региона. В этом на собственном опыте убедилась корреспондент АиФ.ru, да и десятки россиян, обнаруживших осенью прошлого года подозрительную пару, выходившую из самолёта, на котором соотечественники должны были отправиться в Ростов-на-Дону. Обеспокоенные пассажиры недоумевали, как мужчина и его спутница в хиджабе могли оказаться на борту лайнера. Просьбы россиян о проверке самолёта службой безопасности сначала игнорировались, а когда борт всё-таки проверили полицейские, пассажирам отказали в полёте — им пришлось покупать билеты за собственные деньги на следующий рейс.
Мы решили рассказать, как работает служба безопасности стамбульского аэропорта и других аэропортов, в которых недавно были журналисты АиФ.ru.
Елена Трегубова, редактор направления «Экономика»
Из Стамбула я улетала в октябре прошлого года вечером. Несмотря на позднее время и будний день, в аэропорту им. Ататюрка был огромный наплыв пассажиров, с которым службы безопасности объективно не справлялись.
В здание аэропорта можно попасть прямо со станции метро, досмотр там, мягко говоря, никакой. Досмотр начинается в зоне посадки, но и там он номинальный. В моей сумке лежали маникюрные ножницы и литровая бутылка с водой, на их наличие сотрудники безопасности не обратили никакого внимания, что, впрочем, неудивительно — мужчина, который должен был следить за содержимым багажа пассажиров, дремал на рабочем месте.
Для сравнения: за месяц до поездки в Стамбул я была в Женеве. Там через рамки металлоискателей меня заставили пройти трижды, а надёжно спрятанный в рюкзаке швейцарский нож пытались отобрать сотрудники службы безопасности. Спасти сувенир удалось после продолжительных уговоров и убеждений, что в женевском дьюти-фри продаются точно такие же ножи. Стоит ли говорить, что пока мы вели спор о швейцарских ножах, за мной выросла огромная очередь, но все пассажиры вели себя спокойно и не возмущались — безопасность превыше всего.
В самый разгар Чемпионата Европы по футболу со всеми его «повышенными» мерами безопасности летел через Ригу в Москву из аэропорта Шарля де Голля, что в Париже. В аэропорт приехал на одном из парижских видов метро — наземном. По пути не пришлось проходить никакого досмотра — даже створки металлоискателей мне не встретились.
Первый досмотр осуществлялся при проходе в зону посадки. В результате досмотра лишился сыра, который, как оказалось, с собой в ручную кладь брать нельзя — в багаж сдавать его было уже поздно. Помимо стандартной рамки металлоискателя и ручного досмотра на наличие спрятанных предметов в одежде, пришлось пройти и достаточно необычную процедуру. Секьюрити провёл по рукам и одежде специальным приспособлением, на конце которого была закреплена обычная белая тряпка. После этого тряпка отправилась в какой-то сложный прибор. Через несколько секунд прибор показал зелёный свет, и меня без вопросов пропустили дальше. Как мне объяснили сотрудники аэропорта, этот прибор позволяет быстро проанализировать, соприкасались ли мои руки в последние несколько часов со взрывчатыми веществами.
В итоге никаких усиленных мер безопасности, за исключением проверки на наличие взрывчатых веществ уже почти при посадке в самолёт, я не почувствовал. И это в Париже, где в дни Евро-2016 отмечается повышенная угроза терактов.
Вход в аэропорт Тель-Авива Бен-Гурион не оснащён рамками, но, когда пассажир идёт на регистрацию, он проходит несколько уровней досмотра. На первом проверяют паспорт, билет и пропускают в очередь на регистрацию. Если очередь длинная, периодически по ней проходятся безопасники и спрашивают: куда летите, где ваш паспорт и т. д.
На втором этапе также опрашивает служба безопасности, узнают, кто собирал ваш багаж, не оставляли ли его без присмотра, а что у вас в ручной клади и т. д. При мне ни разу никого на этом месте не досматривали, но могут.
Далее — регистрация и сдача багажа в самолёт, всех просят не закрывать багаж на замок, их будут досматривать ещё раз. (Это правда, чемодан вскрывают и смотрят все вещи. Последний раз у меня выкопали спрятанную глубоко визитку палестинского гида, бросили её сверху вещей.)
Следующий зал — досмотр ручной клади и личный досмотр. Заставляют достать все электронные устройства, открыть все карманы сумок, везде проводят специальным датчиком и сканируют потом его на наличие взрывчатых веществ. Потом сумки едут по ленте через телевизор — на этом этапе отбирают воду (больше 100 мл), пилочки для ногтей, могут сумку посмотреть ещё раз. Но в целом всё достаточно быстро проходит.
Выборочно на осмотре ручной клади могут досмотреть полностью. Я один раз попала, за что, не знаю — полностью перетряхнули всю сумку, вынули всё вплоть до салфеток, всё проверили датчиком, а также все швы и прочее внутри сумки. Потом попросили меня пройти в специальную кабинку (типа примерочной), там девушка очень трогательно предупредила, что «будет прикасаться к отдельным частям тела, это не является сексуальным приставанием, однако, если я так расценю эти прикосновения, я должна ей сказать». Прощупали всё через одежду, заставили снять обувь и прощупали ноги и кроссовки тоже.
Собственно, с досмотрами всё. Потом проходишь границу, но там уже не досматривают.
В Бен-Гурионе действительно полно безопасников в штатском. Они могут подойти к любому человеку и попросить паспорт, билет, досмотреть.
Палестинцы мне рассказывали, что их даже не пускают в этот аэропорт, и правда, арабов там очень мало. Логика личного досмотра не всегда понятна, один раз смотрели мою подругу с двумя маленькими орущими детьми, заставили распаковать всю кладь.
Алексей Дмитриев, редактор направления «Авто»
Почти во всех аэропортах Европы, в том числе крупных — в Париже, Риме, Барселоне и многих других — рамок металлодетектора непосредственно при входе в аэропорт нет. Серьёзные проверки начинаются только для тех, кто проходит на посадку. Тщательно проверяется вся техника — зачастую просят включить ноутбуки или фотоаппараты. Подозрения вызывают даже нагромождения кабелей и проводов в карманах сумки. А вот в само здание аэропорта, по большому счёту, может войти кто угодно. Похожая ситуация и в американских аэропортах, но там всё же безопасности уделяют намного больше внимания. В залах с большим скоплением людей встречаются дежурные кинологи с собаками.
Международный аэропорт Дубаи. Фото: РИА Новости/ Евгений Биятов
Анастасия Анушевская, редактор отдела справочной информации
Безопасность в международном аэропорту Дубаи (Объединённые Арабские Эмираты), по моим наблюдениям, находится на высоком уровне. И это учитывая тот факт, что данный транспортный пункт пропускает через себя множество туристов каждый день — он является третьим по величине гражданским аэропортом мира.
Безопасность там гарантируется туристам прежде всего жесточайшими законами. Так, перевозка наркотиков в Эмиратах карается смертной казнью. А за угрозу безопасности воздушного судна путём агрессивного поведения предусмотрено пожизненное заключение. Это означает, что вы не встретите в терминале или в самолёте людей, употребивших изрядное количество спиртного.
Впрочем, человеческий фактор и различные обстоятельства никогда нельзя исключать. Непредвиденные ситуации могут случиться всегда и везде. Но всё же, если говорить о безопасности конкретно этого аэропорта по сравнению с другими, она действительно имеет место быть.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.