Два взрыва в один день
В начале XXI века Россия, как это ни страшно звучит, привыкла жить в состоянии перманентной террористической угрозы. Взорвать как можно больше невинных, чтобы внушить уцелевшим ужас и отчаяние — вот цель современных террористических актов.
Привыкнуть к угрозе можно. Однако никогда обычный человек не будет готов к тому, что рядом с ним сегодня и сейчас взорвётся «живая бомба» и все планы, надежды, мечты поглотит вечный мрак.
Люди, входившие в вагоны московского метро утром 29 марта 2010 года, были погружены в свои обычные дела и заботы, не зная, что в эти секунды решается их судьба. Кто-то, чуть-чуть поспешив, окажется в шаге от смерти, а кому-то разговор со случайно встреченным приятелем спасёт жизнь.
В 7:56 по московскому времени на станции метро «Лубянка» во втором вагоне поезда, следовавшего в сторону станции «Улица Подбельского», прогремел взрыв. К месту трагедии немедленно прибыли сотрудники МЧС, скорой помощи и представители правоохранительных органов. Пока оказывали помощь раненым и выводили людей на поверхность, произошёл второй взрыв — в 8:39 взрывное устройство сработало на станции «Парк культуры».
Практически сразу сотрудники спецслужб определили — взрывы осуществили террористки-смертницы. У каждой из них на поясе было закреплено взрывное устройство, поражающая мощь которого увеличивалась за счёт начинки из болтов и других поражающих элементов.
Как позже установила взрывотехническая экспертиза, устройство, взорванное на «Лубянке», обладало мощностью в 4 кг тротила; бомба, приведённая в действие на «Парке культуры», — 2 кг тротила.
Испуг большого города
Сразу после второго взрыва движение поездов на Сокольнической линии метро между «Комсомольской» и «Парком культуры» было прекращено. В городе были введены повышенные меры безопасности, а все силы были брошены на спасение жизней раненых. Для этого был задействован даже вертолёт, вывозивший пострадавших непосредственно с площадки перед станцией метро.
Те, кто смог самостоятельно выбраться из вагонов, рассказывали, что сразу после взрыва были крики, паника, которая, однако, быстро сошла на нет. В экстремальных условиях среди пассажиров преобладали те, кто смог взять себя в руки. Наверх поднимались относительно спокойно, и лишь на улице, когда становилось ясно, что для них всё обошлось, людей начинало буквально трясти.
Зато в самом городе поднялась настоящая истерика. Одно за одним следовали сообщения о новых терактах, якобы случившихся вслед за двумя первыми, о хаосе, о страшной давке, в которой погибли десятки людей…
К счастью, эти сообщения не подтвердились.
Сотрудникам правоохранительных органов в этот день и несколько последующих после теракта пришлось принимать десятки сообщений о заложенных бомбах и подозрительных людях. Опытных сотрудников это не удивляло — большой город на подобные события всегда реагирует повышенной бдительностью, вызванной не столько активной гражданской позицией, сколько обыкновенным человеческим испугом.
В результате двух взрывов 41 человек погиб и 88 получили ранения. Среди жертв и пострадавших оказались не только россияне, а также граждане Таджикистана, Молдавии, Киргизии, Филиппин, Израиля и Малайзии.
Люди и судьбы
Заместитель начальника тыла Черноморского флота России, 43-летний капитан 1-го ранга Виктор Гинькут прилетел в Москву из Севастополя по делам службы всего на несколько дней. Встретился с дочерью-студенткой, учившейся в МГУ. В тот день девушка собиралась утром поехать на учёбу в метро вместе с отцом, отправлявшимся на службу, но проспала. До станции «Красные ворота» капитану нужно было проехать совсем немного остановок, но жизнь его оборвал взрыв…
44-летний Дмитрий Воронецкий жил с 70-летней матерью, для которой был единственной надеждой и опорой. С личной жизнью как-то не сложилось, и всё своё время мужчина посвящал работе и маме. В тот день он, как обычно, отправился на службу и уже никогда не вернулся…
34-летний Всеволод Макаревич, специалист по установке кондиционеров, в тот день очень торопился на работу. Позвонив жене и узнав про взрыв на «Лубянке», он решил выйти на «Парке культуры» и добираться дальше наземным транспортом. Второй взрыв прогремел именно в том вагоне, в котором ехал мужчина…
А 19-летнему Вагану Степаняну и повезло, и не повезло одновременно. Взрыв на «Парке культуры» прогремел в тот момент, когда неподалёку от его эпицентра первокурсник МГУ болтал со знакомыми. Ваган отделался переломом руки. Но если бы не эта беседа, молодой человек мог и вовсе не оказаться на месте взрыва.
Студентки экономического колледжа при Плехановской академии народного хозяйства Валя Егиазарян и Даша Антонова были закадычными подругами, всегда на учёбу ездили вместе. Так получилось и в этот день, когда они вместе оказались в одном вагоне со смертницей… Уцелеть девушкам было не суждено…
33-летнего Фридербека Каршиева, получившего при взрыве тяжелейшие ранения и умершего в больнице через несколько часов, поначалу заподозрили в причастности к теракту — его никто из родных не разыскивал. Только позже стало известно, что Фридербек, учившийся в одном из столичных вузов, был уроженцем Таджикистана и искать его в Москве было просто некому…
Фотографа Ивана Бухрадзе от смерти отделила буквально минута. На станции «Парк культуры» он успел войти в переход за мгновение до того, как прозвучал взрыв. Мужчина позже рассказал, что это были самые страшные ощущения в жизни…
Террористы заплатили сполна
К 17:00 29 марта метрополитен Москвы заработал в штатном режиме. Следователи же продолжали кропотливую работу по установлению всех обстоятельств происшедшего.
Смертницами, погубившими жизни десятков людей, оказались 17-летняя Джанет Абдурахманова и 28-летняя Мариам Шарипова.
Их судьбы разительно отличаются. У 28-летней Шариповой, родившейся в семье учителей из дагестанского селения Балахани, было два высших образования, математическое и психологическое, красный диплом педуниверститета. Она успешно работала учительницей в школе до тех пор, пока не связалась с террористическим подпольем, выйдя замуж за одного из боевиков. По всей видимости, на подрыв в метро она шла вполне осознанно.
17-летняя Джанет Абдурахманова осознанный выбор сделать не успела. Эту девочку взял в жёны один из лидеров бандподполья Умалат Магомедов, ликвидированный в декабре 2009 года в Хасавюрте при попытке оказать вооружённое сопротивление. После этого, по гнусной традиции террористов, из юной вдовы стали готовить «живую бомбу».
Джанет, в отличие от Мариам, умирать не хотела. Несмотря на мощнейшую психологическую обработку, в день теракта девушка какое-то время металась в метро, очевидно, не решаясь совершить роковой шаг. И всё-таки взрыв произошёл.
Заказчиком терактов объявил себя лидер так называемого «Кавказского эмирата» Доку Умаров. Непосредственным организатором теракта стал Магомедали Вагабов. Он был ликвидирован в ходе спецоперации в Дагестане 21 августа 2010 года. К этому моменту спецслужбы успели покончить с несколькими подручными Вагабова.
По следу тех, кто стоял за взрывами 29 марта 2010 года, спецслужбы шли до тех пор, пока в феврале 2013 года не был уничтожен последний из организаторов — Гусейн Магомедов. Этот бандит обеспечивал доставку смертниц из Кизляра в Москву и провожал Джанет Абдурахманову до входа в метро.
Возмездие не вернёт к жизни погибших, но каждый из террористов должен знать, что за свои преступления придётся расплачиваться.