Примерное время чтения: 11 минут
10584

«Родину нельзя защищать с 9:00 до 18:00». Командир атомной подлодки о флоте

Александр Геращенко всегда с теплотой вспоминает годы службы на подлодке «Краснодар».
Александр Геращенко всегда с теплотой вспоминает годы службы на подлодке «Краснодар». / Александр Власенко / АиФ

От «Краснодара» до «Курска»

В августе 2000 года вся Россия с тревогой следила за новостями о подводной лодке «Курск», судьба экипажа которой долго оставалась неизвестной. В числе тех людей, которые приняли эти события особенно близко к сердцу, был и Александр Геращенко. Хотя на тот момент он уже состоял в запасе, его судьба навсегда осталась связанной не только с подводным флотом, но и с самим «Курском».

Александр Геращенко начал службу в 1982 году штурманом на одной из самых лучших в то время подлодок — К-525. Она была первой в серии таких субмарин, как «Курск». За восемь лет Геращенко прошёл путь от лейтенанта до помощника командира, а потом перешёл на корабль К-206 «Минский Комсомолец». Именно в девяностых тактические номера подводных крейсеров стали заменять названиями городов. В 1993 году краснодарец стал старпомом командира атомного подводного ракетоносного крейсера К-148 «Краснодар». А командовал этим кораблём в то время капитан первого ранга Владимир Багрянцев. Именно он впоследствии возглавил штаб той самой дивизии, в состав которой входила подлодка «Курск». 12 августа 2000 года Багрянцев находился на её борту и погиб с остальными подводниками.

 Александр Геращенко вместе с другими членами экипажа подводной лодки К-525. 1990 год.
Александр Геращенко вместе с другими членами экипажа подводной лодки К-525. 1990 год. Фото: Из личного архива/ Александр Геращенко

По какому-то почти мистическому стечению обстоятельств в день катастрофы вместе с «Курском» на дно Баренцева мора опустился и перископ с «Краснодара», бывшего корабля Багрянцева. Дело в том, что во время одних из учений родную трубу на «Курске» немного погнули, а «Краснодар» уже был выведен в резерв, не выходил в море, и поэтому состоялся такой неравноценный обмен. Но было и ещё одно странное совпадение. Благодаря шефским связям между «Краснодаром» и администрацией города Краснодар, Александру Геращенко дали квартиру на Кубани, в которой он и сейчас живёт с супругой Еленой. И вселялись они в неё как раз в день трагедии с «Курском» — 12 августа 2000 года.

Капитан первого ранга Александр Геращенко с супругой Еленой на территории гарнизона в Заозёрске.
Капитан первого ранга Александр Геращенко с супругой Еленой на территории гарнизона в Заозёрске. Фото: Из личного архива/ Александр Геращенко

Близнецы-убийцы авианосцев

Александр Геращенко родился в 1960 году в Грозном и с детства с братом-близнецом Виталием мечтал о военной службе. После 8 класса они оба поступили в Казанское суворовское училище, затем отучились в Каспийском высшем военно-морском училище, которое окончили в 1982 году с золотыми медалями и дипломами штурмана. И также вместе они попали в 1-ю Краснознамённую флотилию подводных лодок Северного флота, в колыбель атомного подводного флота страны — город Заозёрск.

Первый секретарь ЦК Компартии Азербайджана Гейдар Алиев поздравляет Александра Геращенко с окончанием Каспийского высшего военно-морского Краснознамённого училища имени С. М. Кирова (г. Баку) и вручает ему кортик как золотому медалисту.
Первый секретарь ЦК Компартии Азербайджана Гейдар Алиев поздравляет Александра Геращенко с окончанием Каспийского высшего военно-морского Краснознамённого училища имени С. М. Кирова (г. Баку) и вручает ему кортик как золотому медалисту. Фото: Из личного архива/ Александр Геращенко

«Курск», как и те три корабля, на которых служил Александр Геращенко, тоже можно назвать братьями-близнецами. Их главное предназначение — борьба с авианосными ударными группировками. Каждая такая подлодка несёт по 24 торпеды и столько же крылатых ракет. Хотя в годы службы Александра Геращенко столь грозное оружие не применялось по прямому назначению, а только во время учений. Ведь если его пустят в ход, то это почти наверняка будет означать начало крупномасштабной войны. Но подводники всегда были к этому готовы. Во времена холодной войны конфликт мог возникнуть в любой момент.

«Мы всегда ходили наблюдать за учениями НАТО, которые каждый год проводились в Норвежском море, и были готовы применить оружие, — продолжает Александр Геращенко. — Ведь под видом учений могут начинаться и реальные боевые действия, поэтому, когда приближалась авианосная ударная группировка, в том же районе постепенно наращивались и дежурные силы Северного флота. И корабли потенциального противника тоже следили за нами».

По его словам, вопреки международному морскому праву, натовские корабли часто пытались войти в наши территориальные воды и закрытые для учений районы. Из-за этого в годы службы Александра Геращенко было минимум шесть столкновений наших и натовских подлодок, хотя сам он в такие ситуации не попадал. Но натовцы старались не перетруждаться. Во время тех же учений их корабли всегда возвращались в порт на выходные, тогда как наши подводники оставались на месте и продолжали вести наблюдение.

«Капитан первого ранга Николай Масленников всегда повторял, что Родину нельзя защищать с девяти часов утра до восемнадцати вечера, — говорит Александр Геращенко. — Либо ты её защищаешь, либо нет. Но если человек любит своё дело, то оно ему не в тягость. Лично для меня девяносто суток автономного плавания пролетали на одном дыхании».

Александр Геращенко (слева) с братом Виталием сделали этот снимок в 1982 году в первые дни службы на Северном флоте.
Александр Геращенко (слева) с братом Виталием сделали этот снимок в 1982 году в первые дни службы на Северном флоте. Фото: Из личного архива/ Александр Геращенко

Субмарины со всеми удобствами

До перестройки и последовавшего за ней упадка в вооружённых силах Александр Геращенко проводил в море 265 дней в году. Его служебные будни состояли из бесконечных учений, включавших отработку новых тактических приёмов применения крылатых ракет, игр в «кошки-мышки» с американскими подлодками и выполнения других задач. Но в то же время даже в море у него с товарищами находилось время для отдыха. В конце концов, это просто необходимо. 

На подлодках проекта 949А «Антей», часть из которых и сейчас в строю, есть просторная зона отдыха для экипажа. В ней моделируются разные климатические условия Земли для психологической разгрузки. При помощи специального устройства можно устанавливать виды Крыма, Кавказа, тайги, Сибири и так далее. Всё это дополняется соответствующими звуками, освещением и даже обдувом для имитации ветра. Сам Александр Геращенко любил играть в шахматы в «горах». В зоне отдыха есть даже баня с бассейном, воду в который набирают прямо из-за борта. То есть фактически подводники могут купаться во всех морях, где бывают, пусть и дистанционно.

Хотя ничто не заменит настоящей природы со свежим воздухом. Поэтому Александр Геращенко с товарищами буквально считали дни до всплытия, чтобы хоть ненадолго подняться и подышать, полюбоваться видами. Особой радостью было увидеть северное сияние или плывущую за подлодкой касатку. Но в море все сразу выходить наверх не могут, поэтому выстраивались очереди, в которых звучало много шуток. Без них на подлодке вообще сложно. Например, в бытность Александра Геращенко бывалые подводники очень любили подшучивать над новичками на тему влияния радиации из атомного реактора на потенцию и способов защиты от неё.

«Я спокоен за будущее флота»

Но поводов для грусти было больше. Александр Геращенко прослужил на флоте 18 лет, и большая часть из них пришлась на самое трудное для армии и флота время. Он застал период, когда подводники по три месяца не получали зарплату, а ему как командиру нечего было ответить подчинённым на вопрос: «На что мне кормить семью?». В 1996 году ему доверили командовать атомным подводным крейсером К-148 «Краснодар», но ему выпала невесёлая участь стать последним командиром, при котором этот корабль ещё находился в боевом составе флота. Подлодка исчерпала лишь половину своего ресурса и после ремонта могла бы прослужить ещё лет десять. Но денег на это не нашлось, и поэтому в 1998 году её исключили из состава ВМФ. Долго «Краснодар» простоял у берега, и лишь несколько лет назад его утилизировали. Не видя перспектив для продолжения службы из-за тяжёлой ситуации в стране, капитан первого ранга Александр Геращенко тоже принял решение уволиться.

Командир атомного подводного ракетоносного крейсера К-148 «Краснодар» Александр Геращенко докладывает о построении экипажа заместителю командира дивизии Василию Мельнику.
Командир атомного подводного ракетоносного крейсера К-148 «Краснодар» Александр Геращенко докладывает о построении экипажа заместителю командира дивизии Василию Мельнику. Фото: Из личного архива Александра Геращенко

Но с тех пор многое изменилось, и сегодня есть поводы для радости и оптимизма. В первую очередь они связаны с общей ситуацией на флоте и в Вооружённых силах России в целом.

«Сегодня обстановка другая, и я спокоен за будущее Военно-морского флота, — признаётся Александр Геращенко. — На боевое дежурство поступают новые корабли, выросли престиж службы и зарплата людей в форме. Три года назад, когда я ездил в Заозёрск на День ВМФ и юбилей нашей дивизии, по случаю праздника один из автосалонов даже организовывал выездную торговлю машинами специально для подводников. Это тоже о многом говорит. А ещё я обратил внимание, что в городе много женщин с детьми. То есть у моряков и их жён есть уверенность в завтрашнем дне. Всё это очень важно. Сегодня в США открыто говорят, что считают Россию главной угрозой. По-моему, мы тоже должны называть вещи своими именами и всегда быть готовыми отстаивать интересы страны».

Александр Борисович очень рад тому, что на защиту подводных рубежей России снова становится корабль, который носит имя «Краснодар». Это одна из пяти дизельных подводных лодок, заложенных специально для Черноморского флота. В прошлом году на новом «Краснодаре» был поднят военно-морской флаг, и сейчас он проходит боевую подготовку в северных морях. А в ближайшее время субмарина прибудет на юг. Планируется, что она будет базироваться на военно-морской базе Новороссийска. Александр Геращенко очень ждёт этого события и надеется, что сможет посетить подлодку, а также пообщаться с её командиром и экипажем.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах