Корреспондент АиФ.ru Виталий Колбасин побывал в приграничном российском посёлке Чертково и выяснил, почему местные жители не в восторге от начавшегося масштабного строительства и почему новая дорога значительно ухудшит их благосостояние.
Сейчас поездам, следующим по территории РФ на юг страны, приходится в районе Воронежской и Ростовской областей пересекать территорию Украины на участке длиной 26 километров.
Этот участок железной дороги строился во времена СССР, когда границы между союзными республиками существовали исключительно на атласе.
После распада СССР по межгосударственному соглашению транзитные пассажиры не должны проходить пограничный досмотр — российские поезда по территории соседнего государства следуют без остановки.
В случае остановки движения по магистрали Москва — Адлер единственный возможный путь объезда лежит через Волгоград. В этом случае время в пути у поездов, следующих из Москвы на юг, увеличится на 12 часов. Поэтому необходимо строить новую ветку.
Строительство обходной железной дороги «Журавка — Миллерово» завершится в 2018 году. В перспективе РЖД планирует сделать скоростную дорогу, чтобы от Москвы до Черноморских курортов добираться за 15 часов.
Читайте также: Когда появится мост в Крым?
Местные жители попадут в изоляцию
Жители двух районов Ростовской области и сопредельной Луганской области Украины останутся отрезанными от железнодорожного сообщения Ростов — Москва. Через три года поезда поедут по изменённому маршруту, минуя Чертково, в обход Украины.
Россияне и их соседи украинцы уже подсчитывают убытки из-за потери статуса Чертково как пассажирской станции.
Житель Чертково Василий Мормуль — пенсионер-железнодорожник, всю жизнь обслуживал участок дороги Чертково — Миллерово, который по планам РЖД в 2018 обойдёт новая ветка.
«Будет всем чертковцам плохо, а украинцам — тем более», — считает Василий Федотович.
Сейчас жители сопредельных с границей России районов Луганской области пользуются поездами, идущими через Чертково. Особенно удобно жителям приграничных, соседних с Россией районов Луганской области — Марковского, Беловодского и Меловодского.
Через три года станция Чертково «переедет» вглубь России на 25 км и расположится близ населённого пункта Кутейниково, но станет она транзитной, то есть все пассажирские поезда через неё будут проноситься без остановки.
Ближайшая станция располагается в Миллерово (Ростовская область) или Кантемировке (Воронежская область), а это около 100 км, что в одну, что в другую сторону.
«Такая поездка на такси обходится сейчас в тысячу рублей, по-другому сложно добраться», — продолжает разговор железнодорожник.
В нынешних условиях тех же украинцев на пограничном контрольно-пропускном пункте таксисты до станции Чертково довозят за 150 рублей. А меловчанам и вовсе не надо тратиться на транспорт — перешёл через железнодорожный мост, и ты уже на станции Чертково, в России.
Что станет со станцией Чертково?
Железнодорожная станция Чертково — это кормилица, дающая заработок не только штатным железнодорожникам, но и простым жителям двух стран, приторговывающим на вокзале в момент остановки поездов. С отсутствием поездов этот приработок у многих исчезнет. А другого тут почти нет.
На Чертково в зимний период останавливаются от шести до десяти поездов в сутки, в летний период, когда люди из Москвы едут на Черноморские курорты, до 80 поездов в сутки.
Что будет с вокзалом Чертково и существующей железнодорожной веткой — пока непонятно. Чертковцам обещают оставить электричку Чертково — Миллерово, на самой станции, вполне возможно, сохранится разгрузочно-погрузочная площадка для грузовых поездов.
А вот продолжат ли курсировать российские поезда по 26-километровому украинскому участку — большой вопрос. Если на этом отрезке не будет интенсивного движения и участок перестанет обслуживаться, то дорогу может постичь та же участь, что и 32-километровую железную дорогу Лихая (Россия) — Изварино (Украина), которую разобрали на металлолом.
Читайте также: Всё, что нужно знать о заградительной стене на российско-украинской границе
«Где разрешение?»
Василий Мормуль знает каждую шпалу, столб, фонарь на участке Чертково — Миллерово.
«Все говорят об украинском участке 26 км в сторону Воронежа от Чертково, но почему-то забыли о двух маленьких участках на перегоне Чертково — Миллерово, в другую сторону, где также поездам приходится ехать по украинской территории», — говорит пенсионер.
Участки небольшие, длиной по два километра, в одном случае дорога тянется по украинской территории на площадки 14 гектаров, в другом — 10 гектаров. Это почти впритык к российской границе, но всё же — на стороне Украины.
Именно поэтому новую ветку проведут от Воронежской области до Миллерово.
Каких-либо территориальных споров с украинской стороной железнодорожник за всё время работы не помнит, но один конфликт всё же случился.
Инцидент произошёл в 2007 году, когда российские железнодорожники рыли ямы под опоры линий электропередач как раз на украинском отрезке пути.
«Подъехали к нам какие-то люди, вежливо потребовали разрешение на работу в приграничной зоне, мы им ответили, что никаких разрешений у нас нет и никогда не было», — вспоминает россиянин.
По его словам, работу они доделали и больше российских железнодорожников никто не беспокоил.
С момента распада СССР и провозглашения Украины суверенным государством также не зафиксировано никаких инцидентов во время прохождения российских пассажирских поездов по украинским «аппендицитам».
Тем не менее, российские власти решились на дорогостоящий проект, прокладку железной дороги в обход соседнего государства, чтобы получить надёжное, устойчивое и ни от кого не зависящее движение в южном направлении.
Строительство началось в чистом поле
Работы по строительству новой железной дороги началось в конце марта нынешнего года. Российские военные начали подготовку насыпи для строительства путей в районе посёлка Новопавловка Воронежской области.
Задействовано четыре батальона железнодорожных бригад из Центрального, Южного, Западного военных округов численностью около тысячи человек.
«Обустраивались в чистом поле, сейчас уже есть военный городок, личный состав размещается в палатках», — говорит начальник штаба, заместитель командира войсковой части Павел Шаров.
К концу 2017 года по этим полям пройдёт двухпутный электрифицированный участок железнодорожного пути дороги «Журавка — Миллерово». Задача военных заключается в подготовке насыпи, дальше за дело возьмутся специалисты РЖД. Как быть с жителями Чертково, которых новый участок, по сути, оставит в изоляции, — до сих пор не ясно.