Феликс указывает на клинику
Волгоградский тракторный завод расположен на севере города-героя. Точнее, расположено, что от него осталось. Когда-то шумная проходная превратилась в памятник истории. Завод носил имя Ф.Э. Дзержинского, поэтому и на площади перед проходной установлен памятник «железному Феликсу». Дзержинский левой рукой, по задумке скульпторов, должен был указывать на махину советского тракторо- и танкостроения. А теперь вышло, что показывает на бизнес пространство «Тракторный», частную клинику и платную парковку. Бывшее заводоуправление, расположенное слева от проходных, новый собственник сдаёт в аренду под офисы.
Ещё печальнее судьба цехов тракторного завода. Огромные здания стоят с выбитыми стёклами. Когда-то территория предприятия была огорожена кирпичным забором, сверху которого пролегала колючая проволока. Оно и понятно — ВТЗ, а до 1961 — СТЗ (Сталинградский тракторный завод) — предприятие стратегическое. До войны выпускало трактора, потом, в 40-х танки, а после 1945 снова трактора.
Первый трактор сошёл с конвейера в июне 1930 года. Через два года предприятие выпускало 144 трактора в сутки. В 1936 году на СТЗ прошли первые стахановские сутки — трактора с конвейера сходили каждые 2 минуты.
Практически с первых дней войны производственные мощности завода перепрофилировали на ремонт и производство танков. 23 августа 1942 года Сталинград подвергся мощнейшей бомбардировке немецких войск. Но даже тогда завод продолжал свою работу — под непрерывным обстрелом заводчане выпускали танки Т-34 и артиллерийские тягачи до тех пор, пока предприятие полностью не вывели из строя.
Уже через год производство восстановили — в 1943 году с завода отправили на фронт первый эшелон отремонтированных танков под девизом «Ответ Сталинграда».
В Год Победы Сталинградский завод вновь вернулся к выпуску тракторов. В 50-х для советской арктической экспедиции здесь даже изготовили партию вездеходов.
Всё изменилось после перестройки. В 1992 завод был приватизирован, но ещё продолжал жить. Выпускалась сельхозтехника и даже какое-то время (в 2000-х) военные машины — боевые машины десанта, самоходные артиллерийские установки и противотанковые пушки.
В 2005 году Волгоградский тракторный признали банкротом.
Год назад в Волгоград обсудить судьбу завода даже приезжал Дмитрий Рогозин. Предприятие предполагалось включить в промышленную кооперацию по выпуску боевых машин и боевых модулей.
С Волгоградским тракторным заводом обсуждаем его промышленную кооперацию по выпуску боевых машин и боевых модулей для ВДВ pic.twitter.com/w9VgcIzcuA
— Дмитрий Рогозин (@Rogozin) 4 сентября 2017 г.
Теперь же в заборе то тут, то там пробиты лазейки. Через них бывшие работники предприятия, и не только они, выносят металлолом. Его они сдают тут же неподалеку в пункт приёма.
«Так получилось»
Пробраться на территорию когда-то легендарного завода можно без проблем. Цеха давно отключены от электро- , водо- и газоснабжения. Без цели стоят и гудят протяжным воем трубы бывших заводских котельных.
Всё ценное, что могли вынести местные жители, уже вынесено. То тут, то там видны следы от костров — здесь ребятня да «лица с низкой социальной ответственностью» обжигают металл.
«Вы уж меня простите, так получилось...», — сразу говорит мужчина, которого я заметила, едва пробравшись на территорию. Его зовут Игорь. На нём рваные джинсы (явно не из брендового магазина) и такие же дырявые кроссовки. Игорь собирает металлолом.
«Я слесарь 6-го разряда, токарь, — рассказывает Игорь. — Я когда-то тут работал в 100-м цеху. Теперь вот хожу, собираю, что можно. Кушать же хочется. Я понемножку беру, ни к кому не лезу, ни с кем не ругаюсь. Сказали — иди отсюда, я и пошёл».
Есть ли на заброшенной территории охрана, Игорь не знает. Но бывает, прогоняют — то ли смотрители, то ли полиция. Большие куски металлолома Игорь не берёт — не примут в пункте приёма.
«Они 20% от своей выручки отдают полицейским, — утверждает Игорь, — чтобы те глаза закрывали, как завод разворовывается».
Сегодня в пункте приёма металлолома Игорь сдаст то, что насобирал, по 15 рублей за килограмм — хватит на поесть и попить.
Вместо цехов — жилые дома?
Гулять по территории завода опасно — того и гляди рухнет что-нибудь на голову или провалишься в открытый люк. Через пробитые окна видно, что металлические детали буквально вырезали огромными кусками, а электрические приборы вырывали вместе с проводами. Ненужной оказалась и заводская документация — «Экспликация оборудования» и книги — «Рациональное использование поверхностных источников для водоснабжения предприятий».
В прокопанных рвах видно, как загрязнена земля после десятилетий тяжелого производства. Мазут ушёл на несколько метров вглубь. Поэтому, если и использовать эту территорию в современных реалиях, необходимо проводить полноценную рекультивацию. Не меньше, чем на мусорном полигоне.
Год назад на общественных слушаниях в Волгограде уже обсуждали судьбу «Тракторного». Тогда шесть человек из четырнадцати, пришедших на публичные слушания, проголосовали за то, чтобы одобрить перевод территории Волгоградского тракторного и рядом расположенного кислородного завода с зоны промышленного развития в зону комплексного развития и застройки. Предполагается, что на земле, занятой сегодня цехами, вырастут жилые, офисные, культурно-досуговые здания.
Тем более табличку с указанием главной улицы на английском возле полуразрушенного забора уже поставили.