В нижегородском зоопарке «Лимпопо» произошла трагедия: погибла самка белого лебедя-шипуна с красивым именем Царевна. Погибла не от холода, не от неприемлемых условий содержания. Царевна умерла, съев хлеб, в который неизвестный злоумышленник спрятал швейную иглу. Очевидно, что опасный предмет не мог попасть в продукт по неосторожности: его положили туда намеренно, чтобы погубить животное.
Весь корм для питомцев зоопарка тщательно отбирается и проходит серьёзный контроль. Чтобы в пищу не попали посторонние предметы, корм для водоплавающих птиц сотрудники просеивают вручную. Подобрать швейную иглу, оброненную кем-то случайно, Царевна тоже не могла: лебеди-шипуны очень умны и осторожны, чтобы поднять с земли незнакомый блестящий предмет. Сотрудники зоопарка говорят, что игла была в корме, брошенном посетителем.
Лебединое семейство обитало на пруду, который находится на территории зоопарка и доступен гостям зоопарка: они могут любоваться крылатыми красавцами с моста, который раскинулся над водоёмом. Вот с этого моста кто-то и кинул доверчивой птице хлеб со смертельным содержимым.
Царевна не двигалась, прильнув к берегу, а возле неё плавал обеспокоенный самец шипуна по кличке Гвидон. Восемь лет назад эти птицы создали крепкий семейный союз и не расставались ни на минуту. Гвидон хлопал крыльями и пытался «разбудить» бездыханную подругу, чем и привлёк внимание сотрудников зоопарка.
Умирающий лебедь
В течение 20 минут после гибели лебедя ветеринарный врач зоопарка «Лимпопо» Анатолий Кулаков провёл оперативную экспертизу, которая показала, что жизнь Царевны прервалась из-за обширного инфаркта миокарда.
«В мускульном желудке Царевны была обнаружена швейная игла, — рассказывает Анатолий Куликов. — Вскрытие показало, что она появилась в теле лебедя около 10–15 дней назад. Почти две недели птица испытывала острую боль, которая и привела к остановке сердца».
Директор зоопарка «Лимпопо» Владимир Герасичкин вспоминает, что, когда Гвидона и Царевну привезли, они быстро освоились и стали смело подплывать к отдыхающим, чтобы полакомиться хлебом. Сейчас Гвидон тяжело переживает потерю любимой подруги: сотрудники зоопарка видят его подолгу плавающим около того места, где погибла его Царевна.
«Как известно, лебеди не способны жить в одиночестве, — удручённо вздыхает Владимир Герасичкин, — и «лебединая верность» — это не просто красивый поэтический образ. Конечно, мы постараемся приобрести новую самку лебедя-шипуна, но станет ли она для Гвидона новой подругой — пока никто не знает».
Случай — не первый
К сожалению, случаи травли обитателей парков во многих городах и странах происходят нередко, и каждое такое событие трагично. В прошлом году в том же «Лимпопо» кто-то из посетителей отравил детёныша европейского муфлона, успевшего прожить на свете чуть менее двух месяцев. Малышу скормили продукт, обработанный ядами или химикатами для травли крыс и тараканов. Сделали это со злым умыслом или просто принесли пищу, которая лежала рядом с отравой, — неизвестно, но периодичность, с которой происходят подобные случаи, настораживает.
Беда от доброго сердца
«Многие зоопарки мира предоставляют посетителям возможность кормить животных специальной едой, — говорит Владимир Герасичкин, — и наш зоопарк — не исключение. Она продаётся на территории зоопарков и предназначается для определённых видов птиц и зверей. Можно понять посетителей, которые, кормя зверей, хотят получить положительные эмоции от такого близкого общения с ними. Но животных нельзя кормить чем попало, даже из добрых побуждений!»
Правильный режим кормления — не прихоть, он очень важен, и у всех животных разный. Например, удавам и питонам достаточно питаться раз в неделю или даже раз в месяц. Хищникам (тиграм, львам, рысям и другим) вообще нужно устраивать разгрузочные дни, как в природе. А скажем, грызунам и мелким птицам надо питаться постоянно.
«Посетители зоопарков часто игнорируют наши объявления о том, что нельзя кормить животных кормом, который они принесли из дома, — объясняет директор зоопарка Владимир Герасичкин. — Хотя эта информация постоянно звучит по радио, смотрит на них с табличек на вольерах и даже с билетов. Вот несколько лет назад некие «доброжелатели» попытались накормить винторогую козочку авокадо. Редкое животное, к сожалению, погибло. А ведь всего-то надо было приобрести на территории зоопарка специальный сбалансированный корм. Неужели экономия в 20 рублей стоит жизни прекрасного животного?!» — недоумевает Герасичкин.
Мало того что посетители приходят со своими кормами сомнительного качества и состава, некоторые из них умудряются накормить даже тех животных, угощать которых запрещено категорически: северного оленя, выдру, африканских страусов и т. д. Или кормами для песцов кормят лам, а кормами для копытных — хищников. Всё это неминуемо ведёт к болезням животных и, как итог, к их гибели. А посетители, довольные собой, уходят домой…
Мариус — не последний
К сожалению, смерть животных наступает не только от человеческой беспечности, но и от жестокости и эмоциональной глухоты. В 2012 году в Калининградском зоопарке, как и в Нижнем Новгороде, погиб лебедь. Только не белый, как Царевна, а чёрный. Неизвестные злодеи закидали камнями и забили ногами насмерть чёрного лебедя, чей вид занесён в Красную Книгу. Лебедь состоял в прочном союзе со своей подругой: вместе они вырастили троих птенцов. Лебедь сначала ослабел, начал отказываться от еды и вскоре умер. При осмотре выяснилось, что он был жестоко избит.
Несколько лет назад в Киевском зоопарке неожиданно умер 40-летний азиатский слон Бой. Буквально в течение двух минут ему стало плохо и он упал замертво. Слон не был здоров, перенес до того шесть операций, но внезапная смерть показалась сотрудникам зоопарка подозрительной. Тем более что за несколько лет до смерти Боя уже пытались отравить. Вскрытие показало, что и на этот раз животное было отравлено. В его корме нашли вареные яйца, которых в рационе не должно было быть. Из-за смерти слона директор зоопарка была отстранена от должности. Однако это не остановило череду смертей среди животных Киевского зоопарка, в том числе и насильственных: вскоре после этого случая от отравления погибла самка бизона по кличке Вия.
Недавно в Москве на улицах происходили массовые отравления собак и других животных, которые погибали, полакомившись ядовитым кормом, «заботливо» разбросанным в округе с явной целью уничтожить животных.
Не всё благополучно обстоит и за пределами России. Например, в зоопарке американского штата Айдахо молодой посетитель попытался украсть обезьяну. Животное, защищаясь, укусило нападавшего. Разъярённый парень забил обезьяну до смерти.
Много споров вызывает и поведение сотрудников зоопарков. В Швейцарии в зоопарке Берна был убит трёхмесячный медвежонок, потому что его мать-медведица отказалась от него, а отец повёл себя агрессивно. Весь мир был возмущён хладнокровным убийством жирафа Мариуса сотрудниками зоопарка Копенгагена. Мариуса не только умертвили на глазах у посетителей зоопарка, среди которых было много детей, но и прочитали лекцию о том, как устроены жирафы, после чего хладнокровно скормили его останки хищникам. Молодое животное было повинно лишь в том, что оно родилось или могло родиться (точно не установлено) от скрещивания родственных особей.
Кстати, в том же зоопарке Копенгагена после убийства Мариуса умертвили четырёх десятимесячных львят, на съедение которым и был брошен несчастный жираф. Якобы им не было места в прайде, и они были обречены на гибель.
«Убить котёнка, что ребёнка»
Общественные организации и психологи бьют тревогу: убийства животных открывают окна Овертона (политическая технология, которая описывает методику изменения границ, которые могут быть приняты обществом). Бездушное отношение к братьям нашим меньшим постепенно становится настолько частым явлением, что начинает вызывать привыкание общества к жестокости. И мысль о том, что подобным образом можно относиться ко всем живым существам, включая людей, становится всё более обыденной.
Что заставляет людей быть жестокими к животным? Психологи считают, что основных причин две: генетические отклонения и девиации, приобретённые под влиянием социальной среды.
«Как показывают исследования, многие агрессивные субъекты сами воспитывались в жестоких семьях и подвергались физическому насилию, и жестокость по отношению к животным часто служила смещённым выражением этого насилия, — считает практикующий психолог Наталья Васильева. — Иногда такая жесткость делается для того, чтобы шокировать людей ради забавы, и тогда жесткость здесь рассматриваем в качестве средства развлечения. Ещё одним из мотивов является смещение враждебности с человека на животное . В детстве часто легче проявить насилие по отношению к животному, чем по отношению к родителю или просто взрослому, так как это фигуры авторитетные, их можно ненавидеть или бояться, но страшно проявить по отношению к ним агрессию. Иногда это связано с садизмом, и тогда главная цель — получение удовольствия от причинённых страданий».
«Эти люди существуют вне морали, им бесполезно доказывать антиобщественную сущность их поступков, — говорит психолог Наталья Васильева. — Выражение «Убить котёнка, что ребёнка» для них абсолютно лишено всякого смысла. Они всегда подведут рациональное объяснение под свои живодёрские наклонности либо не станут придавать им никакого значения. Самое страшное, что рано или поздно живодёры могут прийти к издевательству над людьми или даже к их убийству. Ведь такие психологически больные личности выбирают жертв среди наиболее беззащитных существ, которые не смогут оказать сопротивления. И если сегодня это котёнок, бездомная собака или голубь, то завтра на их месте может оказаться старый бомж, больная пенсионерка или ребёнок…»