Эта история произошла в конце лета. Петербурженка Наталья Мельникова лежала со своим ребёнком в одной из детских больниц. В один из дней, когда Наталья сидела в больничном коридоре, она увидела, как молодая женщина ведёт за руку маленькую девочку. Всё крохотное тельце ребёнка было в следах жутких побоев.
«Она была вся чёрная, — со слезами на глазах вспоминает Наталья. — Глаз вообще не было. Просто одна большая гематома». Наталья поинтересовалась у девушки, что случилось, и та ответила, что двухлетнюю девочку по имени Алиса избила собственная мать. В больнице ребёнка никто не навещал, вот соседки по палате и начали заниматься с ней, уделять Алисе своё время.
Гематома размером с ребёнка
От врачей Наталья узнала, что в больницу Алису привезли её мать и отчим. Отчима, 22-летнего Александра Пимонова, сразу же забрали полицейские, а за матерью девочки, 20-летней Татьяной Даниленко, приехали через два дня. Когда девушку забирали, она защищала своего сожителя: говорила, что он не виноват, а ребёнок просто упал с горки. После этого в больницу приезжали люди из соцопеки. Они посмотрели на Алису, вышли и больше не появлялись. С тех пор девочка находилась совсем одна. Медперсонал не мог уделять ребенку слишком много внимания — пациентов в больнице много, и каждому нужна помощь. Об Алисе стали заботиться женщины, которые лежали в больнице со своими детьми. Неравнодушные мамы гуляли с девочкой по коридорам больницы, кормили её, приносили одежду. Алиса шла к людям очень осторожно, да и как доверять окружающим, когда самые близкие избивают до полусмерти?
«У Алисы не было ни одного живого места, — рассказывает Наталья. — Вся была черная от побоев. Спина обожжена, одно мясо. Я не знаю, как она не умерла». У Алисы совсем не было вещей — только майка, трусики и кофточка — то, в чём девочка поступила в больницу. Тело Алисы распухло от побоев, и врачам пришлось разрезать кофточку, чтобы снять её с ребенка для перевязки. Из игрушек был один замызганный мишка. Наталья привезла из дома одежду, чтобы вывести девочку погулять на улицу. «Алиса была очень бледная, хоть июль в Петербурге стоял жаркий, — говорит Наталья. — У неё аж кожа светилась. Получается, с ней никто не гулял».
Алиса редко улыбалась, и все мамы больницы пытались скрасить больничные дни девочки: играли с ней, приносили подарки. Ребёнок радовался обновкам. Наталья принесла девочке тапочки в виде гусениц, и Алиса не хотела их снимать даже в постели. «От природы Алиса — очень умный ребёнок, — рассказывает Наталья. — Мы не могли понять, за что ей достались эти мучения. Она солнечная, умная, красивая, не капризная совсем. У меня слёзы шли градом, когда она утром, крошечка, просыпалась и пыталась свою постельку сама заправлять».
Новая мама в больнице
Через несколько дней после знакомства Натальи с Алисой в палате у девочки появилась новая соседка, четырнадцатилетняя Лиза. Вместе с Лизой в больницу приехала её мама, Ирина Реутова. Как только Ирина присела к Алисе, девочка сразу же обняла женщину за шею, а когда Ирина взяла ребёнка на руки, та положила ей голову на плечо и уснула. «Она ни к кому не шла на руки, только к Ире, — вспоминает Наталья. — Они просто нашли друг друга».
В больнице Ирина стала настоящей мамой для маленькой Алисы. Только к ней девочка шла на руки, разрешала одевать себя только Ирине, даже боялась спать: чтобы женщина вдруг не ушла. Алиса брала её за руку, и только после этого спокойно засыпала. Ирина твёрдо решила официально удочерить Алису, ведь уже в больнице она считала малышку своей новой дочкой. «Другого варианта я просто не видела, — говорит Ирина. — Мы с Алисой сблизились. Она была одна, никому не нужная, вся избитая. Алиса привязалась ко мне, и я ответила ей взаимностью». Муж Ирины согласился принять девочку в семью. Ирина стала собирать необходимые для этого бумаги.
Когда женщина была в опеке, из больницы ей позвонила дочка Лиза и сообщила, что к Алисе пришла родная бабушка. Ирина сразу же бросила все дела и примчалась в больницу. Через пятнадцать минут после звонка дочери женщина вбежала в палату, но никакой бабушки там не было — та уже уехала.
За помощь ребёнку называли шарлатанками
Когда Наталью с ребёнком выписали из больницы, женщина решила поделиться историей Алисы с другими людьми. На своей странице в социальной сети Наталья написала о маленькой Алисе. «У меня немного друзей "ВКонтакте", и я не ожидала, что будет такой резонанс, — признаётся женщина. — Мне писали люди со всей страны, они делали репосты истории про Алису. Меня буквально завалили письмами, и я решила открыть группу "ВКонтакте". Я сделала это только ради того, чтобы Алиса не попала в приют — надеялась, что среди участников группы окажется юрист, который бы подсказал, как правильно оформить помощь».
Наталья и Ирина открыли сбор денег на одежду и игрушки для Алисы. «Люди активно предлагали помощь, — рассказывает Ирина. — Среди участников группы была женщина, которая воспитывала детей одна, без мужа, и была готова отдавать для Алисы половину своего пособия. Но нам не нужны такие жертвы. Хотите помочь — давайте соберём по сто рублей. Пожертвовать эти деньги — не проблема для большинства семей». Собирать деньги на банковский счёт Алисы было невозможно: девочка смогла бы пользоваться этими средствами только после 18 лет. Ирина решила собирать деньги на свою банковскую карту. Тогда у женщин и появились недоброжелатели.
«Они стали угрожать и нападать, — говорит Ирина. — Называли нас шарлатанками, а 25 тысяч других участниц группы — идиотками и истеричками. Нам говорили, что мы исковеркали жизнь Алисы, опозорили её на всю страну. Одна женщина мне пишет: „Мне нужно машину купить, я сейчас тоже пойду в детдом, повешу себе на шею ребёнка и сбор выставлю“. Раз они считают, что мы неправильно помогаем, пускай бы сами привезли ей фруктов или навестили бы хоть раз!».
Тогда Ирина стала фотографировать вещи, купленные для Алисы, а сбор денег пришлось закрыть. Ирина и Наталья не считали, сколько денег они сами потратили на Алису: они просто покупали вещи, нужные девочке. Теперь у Алисы восемь коробок одежды и игрушек и собственный велосипед.
«Швырнул в ванную и ошпарил кипятком»
Тем временем дочку Ирины Лизу выписали. Домой девочку забрали друзья семьи, а Ирина осталась лежать в больнице с Алисой: решила, что здесь она нужнее. Через несколько дней выписали и Алису. Девочку перевели в реабилитационный центр, куда через два дня за Алисой приехала бабушка. Здесь Ирина Реутова с ней и познакомилась. Бабушку звали так же — Ирина. Она оказалась ещё довольно молодой женщиной. Своё отсутствие в больнице бабушка объяснила тем, что постоянно ездила по опекам.
Бабушка рассказала, что приехала из Магнитогорска — там её разыскали сотрудники прокуратуры и попросили приехать за Алисой. Сама девочка родилась в Магнитогорске. Мать Алисы Таня рассталась с отцом девочки через несколько месяцев после свадьбы. С тех пор молодой отец не даёт о себе знать. У Тани появился сожитель — Александр. По словам бабушки, отчим хорошо относился к девочке, играл с ней, относился как к дочери. Таня и Саша решили начать свою семейную жизнь в Петербурге. В Питер молодые люди ехали с деньгами: Тане выплатили неплохое пособие на ребёнка, а у Саши было с собой 60 тысяч. Они заплатили наперёд за съёмную квартиру, в которой поселились втроём. В Петербурге Саша устроился работать помощником машиниста на железной дороге.
Побои Алисы бабушка объясняла тем, что девочка очень активная и часто падает, бьётся обо всё. Потом женщина озвучила другую версию. Она рассказала, что Алиса часто лезет в розетки. Однажды отчима девочки это разозлило, он ударил её по рукам, после чего отнёс в ванную. По словам бабушки, он швырнул девочку в ванную и открыл воду. Из крана внезапно пошёл кипяток, девочку ошпарило горячей водой. Это ещё больше разозлило Александра, и он ударил Алису о стенку ванной. В это время матери Алисы не было дома, и она не могла остановить своего сожителя.
Избить девочку могла родная мать
По закону Алиса должна остаться с бабушкой. Ирина Реутова не имеет права удочерить девочку, даже несмотря на её желание. Чтобы продолжать участвовать в жизни Алисы, Ирина и Наталья подружились с бабушкой девочки. Она разрешила Ирине и Наталье навещать Алису. Когда женщины приехали в гости к девочке, они увидели в квартире профессиональный игровой компьютер. По их мнению, родители Алисы могли быть геймерами.
Когда Ирина приезжала, Алиса бросалась на руки к женщине. Ирина и Наталья сводили девочку в зоопарк, ходили на прогулки по городу и окрестили ребенка. Крёстной Алисы стала Ирина — об этом её попросила сама бабушка. Когда бабушка собрала все необходимые справки, нужно было возвращаться с Алисой в Магнитогорск. По словам бабушки, в Магнитогорске у них много родственников: вся семья отца Алисы хорошо относится к девочке. Тем не менее, никто из многочисленной родни встретить бабушку с Алисой не смог — у всех работа. В результате Алису с самолёта встретила одна из участниц группы «ВКонтакте», которая живёт в Магнитогорске.
«Главное — чтобы Алису никто не обидел»
В Магнитогорске у бабушки однокомнатная квартира. Там они будут жить вчетвером. Бабушка Ирина работает на заводе, получает 14 тысяч рублей, на эти деньги нужно кормить всю семью. От государства выплат не будет, поскольку у Алисы есть родители и они не лишены родительских прав.
В следующий раз бабушка Алисы приедет в Петербург на суд. Она надеется, что и Таню, и Сашу оправдают и отпустят на свободу. Тогда Таня будет снова воспитывать Алису. Сможет ли девушка справиться с этим — большой вопрос. «Судя по синякам Алисы, избиения были систематическими, — уверена Наталья Мельникова. — Если докажут, что её избивал отчим, а мать закрывала на это глаза, получается, что для Татьяны мужчина дороже ребёнка».
Сейчас женщины общаются с бабушкой Алисы по телефону. По словам бабушки, у ребёнка всё в порядке. В скором времени она начнёт ходить в садик. Ирина Реутова, которой не суждено забрать Алису в свою семью, думает о ней постоянно. «Перед самолётом она плакала, — вздыхает Ирина. — Для меня самое главное — чтобы больше никто ни разу в жизни не обидел Алису».