В России Кабве уже шестой год осваивает генетику и мечтает, что благодаря своим знаниям избавит жителей своей страны от смертельных болезней.
В гуманистических целях
О лихорадке Эбола Контьянто Кабве говорит часто, как и о других заболеваниях, распространённых в его родной Замбии (статуса эпидемии там пока нет, но люди гибнут от вируса ежегодно). Чернокожий студент приехал в Россию именно для того, чтобы в будущем иметь возможность спасать людей от смертельных вирусов. С 2006 года африканец учится на генетика в Казани.
Он приходит в один из самых старых университетов России — Казанский — даже в выходные. Вот и сегодня решил зайти на кафедру. «Это мой родной дом, здесь я провожу почти всё своё время», — комментирует иностранец, ловко перепрыгивая через несколько ступенек лестницы.
«По документам меня зовут Эммануэль, — лицо чернокожего студента расплывается в улыбке. — Но мне больше нравится Контьянто. Настоящее замбийское имя».
За время студенчества африканец научился не только понимать по-русски, но и объяснять на чужом языке суть своих сложных научных исследований. В этом году он получил диплом Казанского федерального университета по специальности «генетика» и поступил в аспирантуру.
«В Казани я провожу научные исследования, генетика стала для меня смыслом жизни, а Казанский университет — вторым домом. Я планирую в будущем открыть кафедру генетики в Замбии, чтобы развивать научные исследования на моей родине», — делится учащийся.
15 жён и 44 ребёнка
У главы семейства — Эммануэля Форта Кабве — было 15 жён и 44 ребёна. Мать Контьянто, по словам самого африканца, была любимой из них.
Контьянто, улыбаясь, объясняет, что в Замбии мужчина может брать в жёны столько женщин, сколько может содержать. «Отец был обеспеченным человеком. В 90-е годы, работая в министерстве сельского хозяйства Замбии, он купил землю, на которой построил четыре больших дома для семьи (тогда у него было 12 жён). Каждый из трёхэтажных домов был поделён на части, принадлежавшие какой-либо из супруг. Мама и шесть моих родных братьев и сестёр жили в одном из них», — рассказывает иностранец.
Эммануэль Форта Кабве заботился о том, чтобы его дети получили достойное образование. Для этого он построил частную школу, нанял учителей. Кабве разделил детей на несколько возрастных групп: с 4 до 6 лет, с 6 до 9 лет, с 10 до 12 лет, с 12 до 16 лет.
Жизнь семьи в чём-то напоминала коммуну. Братья и сёстры, объединённые в такие группы, вместе учились, проводили время, играли. Дети до 10 лет ночевали с матерями, старшие — жили в отдельных домах для мальчиков и девочек. В свободное от занятий время дети Кабве трудились на отцовской ферме: пасли коров, свиней, выращивали кукурузу.
«Отец учил нас вести бизнес и зарабатывать на жизнь»
В 48 лет глава семейства заболел туберкулёзом. Вскоре выяснилось, что надежды на выздоровление нет. Тогда Эммануэль Кабве, озабоченный будущим своих многочисленных детей, поделил всё имущество на равные доли и разделил на 44 части. «Он собрал нас у себя и долго рассказывал, с чего можно начать бизнес, как мы должны будем добывать пропитание, — вспоминает Контьянто. — Говорил, что можно зарабатывать на ловле рыбы, выращивании кукурузы, открытии своего торгового ларька».
Несмотря на быстро прогрессирующую болезнь, глава семейства купил для своей большой семьи землю ближе к столице Замбии — городу Лусака. Там он построил дома для семьи, а на местном рынке открыл два магазина, где учил своих детей торговать.
Стать взрослым в 12 лет
В октябре 1998 года Эммануэля Кабве не стало. Контьянто тогда было 12 лет.
Африканец со страшим братом переехал в Лусаку. Семья организовала свой маленький бизнес по продаже канцтоваров.
«Меня всё время тянуло в школу. Когда мне исполнилось 15, я осознал, что хочу восстановиться и продолжить учёбу. В 2001 году сдал экзамены за начальную школу и поступил в среднюю. Получал образование в школе-интернате. На каникулах ездил к родне, где помогал им с бизнесом. Совмещать учёбу и работу было тяжело, поэтому я принял решение, что выбираю первое. Известил об этом близких и больше не приезжал на каникулы. Посвятил всё своё время изучению наук».
В большой семье Кабве из 44 детей только трое окончили школу.
Большинство же из родственников выращивают кукурузу, ловят рыбу и торгуют.
Контьянто заявил родным, что не только получит среднее образование, но и поступит в главный вуз страны — Замбийский университет.
«Так и сделал. Стал студентом, а в один прекрасный день увидел объявление о наборе студентов для обучения в России, — улыбается африканец. — Долго не думал, собрал документы. Я хотел стать врачом, но таких вакансий уже не было. Тогда мне предложили получить диплом по профессии, близкой к медицине. Так мой выбор пал на генетику».
Генетика и Россия
В Россию Контьянто попал в 2010 году. На подготовительном отделении педагогического института в Воронеже он впервые познакомился с русским языком.
Сейчас Контьянто, как и многие студенты Казанского федерального университета, живёт в студенческом общежитии. В маленькой комнате четыре человека. Своё личное пространство — только кровать. На стене над кушеткой висит флаг Замбии. Рядом много книг: Контьянто увлекается философией.
Он говорит, что жить в чужой стране поначалу было сложно. «Здесь я впервые узнал, что такое расизм. Бывало, что несколько раз просто так нападали на улице», — смеётся Кабве. Поменялись здесь и представления о религии. Если раньше Контьянто был убеждённым католиком, то сейчас к вере относится скептически.
«Первые два года в Казанском университете были изнурительными. Учиться на чужом языке казалось нереальной задачей. Пару раз я подумывал бросить всё и улететь домой, — заливается смехом Контьянто. — Но потом наука так меня увлекла, что сейчас я мечтаю только об одном — открыть кафедру генетики в Замбийском университете».
Для осуществления мечты темнокожему иностранцу нужно защитить диссертацию в России. «Здесь я понял, что Замбия нуждается в науке. В моей стране очень много смертельных заболеваний — вирус Эбола, рак, ВИЧ. Для их предупреждения нужно развивать научные исследования и открыть современные лаборатории в Лусаке», — твердит Контьянто.
«Сейчас я пишу книгу о своих 44 братьях и сёстрах, — делится он. — Хочу рассказать людям, как отец воспитал нас и кем каждый из нас стал. Главное, чтобы родные могли мною гордиться». Африканец бывает на родине редко, больно уж дорого обходятся перелёты. Но каждый раз, когда брат возвращается к большой семье, все встречают его в футболках с надписью «welcome».