Примерное время чтения: 6 минут
2872

Герой Труда нового времени. История механизатора Юрия Коннова

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 18. МИР без «тумана», ТРУД без обмана, МАЙ — без майдана 30/04/2014
«На этом поле ещё мой дед-фронтовик работал».
«На этом поле ещё мой дед-фронтовик работал». / Мария Позднякова / АиФ

«Чёрный бриллиант»

«О том, что меня наградят Звездой Героя Труда России, узнал за 5 дней до вручения, - рассказывает «АиФ» Юрий Александрович. - Волнительно было, даже сон пропал». Событие прогремело на всю страну, ведь в истории новейшей России это был первый случай вручения Звезды Героя Труда. В прошлом году в «великолепную пятёрку» героев вошли механизатор, шахтёр, токарь, дирижёр и хирург. На церемонию награждения в Петербург вместе с Юрием Конновым отправилась и группа поддержки: младший сын, брат и несколько односельчан. 

1 мая 2013. Президент России Владимир Путин (слева) и механизатор из Воронежа Коннов Юрий, награжденный золотой медалью Герой Труда во время церемонии вручения наград в Константиновском дворце в Стрельне
1 мая 2013. Президент России Владимир Путин (слева) и механизатор из Воронежа Коннов Юрий, награжденный золотой медалью «Герой Труда» во время церемонии вручения наград в Константиновском дворце в Стрельне. Фото: РИА Новости / Алексей Никольский

Родина механизатора - село Малая Грибановка Воронеж­ской области. «Наш чернозём за границей прозвали «чёрным бриллиантом», - говорит Юрий Александрович и поднимает горсть земли. - В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже Россия выставила куб земли, взятый в Воронежской области, который признали эталоном плодородной почвы. Так и пошла слава о воронежском чернозёме». 

Любовь к крестьянскому труду у Коннова в генах: «На этих полях ещё мой дед-фронтовик Дмитрий Михайлович работал. В 1941 г. он ушёл на фронт, участвовал в боях под Москвой, где его ранило. Вернулся на костылях. Все мужики были на войне, и на тракторы сели бабы. Дед помогал женщинам заводить моторы, ремонтировал машины. Мой отец Александр Дмитриевич - тоже механизатор, я во время летних каникул с 12 лет с ним в поле ездил. Как-то батя пожалел меня в 6 утра будить и один на работу уехал, так я пешком к нему отправился. Мой младший сын Юрий со мной в поле тоже с 12 лет. Бывало, я прикорну отдохнуть, а Юра продолжает урожай собирать. У него ноги до пола кабины не доставали, но это не мешало сыну управлять комбайном».

Когда дипломированный механизатор Юрий Коннов в середине 70‑х гг. вернулся из армии в родное село, то начал с должности механика, затем был бригадиром тракторной бригады. Работал на самом мощном тракторе «Кировец», где, чтобы поменять колесо, нужны 5 человек. Вырабатывал двойную норму, правда, и в поле находился по 12 часов. «Это сейчас в тракторах и комбайнах есть кондиционеры, а раньше целый день работали в кабине, где температура поднималась выше 40 градусов, - вспоминает Юрий Александрович. - А ещё были комбайны вовсе без кабины, и вся пыль - твоя. С работы приходишь весь чёрный, одни зубы белые, если улыбнёшься».

Юрий Александрович пережил на селе лихие 90-е, когда зарплату не платили месяцами. Ради двух сыновей-подростков Коннов вспомнил все свои хозяйственные таланты вплоть до вязания спицами - ребятам нужны были шапки: «Однажды, когда школьником из-за эпидемии гриппа долго сидел дома, мама предложила нам, троим сыновьям, научиться вязать. Братья не увлеклись, а мне интересно стало». На старинной маминой швейной машинке он шил ребятам куртки и форму для физкультуры, готовил обеды, доил корову... «Ой, вы всё это хотите написать? - протестующе машет руками Коннов. - Вы меня, пожалуйста, не хвалите, не возносите, а то я боюсь упасть с такой высоты-то...»  

Народ гудел

Ситуация начала потихоньку выправляться с конца 90-х. «Всё-таки остались люди, преданные земле, которые не дали растащить и окончательно угробить сельхозпредприятия в округе», - говорит он. В нынешнем хозяйстве «Россия-Агро» Коннов работает последние 16 лет. Сеет на тракторе сахарную свёклу, подсолнечник, кукурузу. По осени убирает урожай и признаётся, что техника шагнула настолько вперёд, что сегодня они вдвоём с сыном на одном комбайне могут убрать ту площадь свёклы, которую раньше убирали 7 комбайнов. 

«Да, в производительности есть улучшения, но при этом наша Малая Грибановка вымирает, - качает головой Коннов.  - В моё время в родной сельской средней школе выпускались два класса по 30 человек, а сейчас в год - 5 выпускников. Здесь были ясли, садик, куда меня родители водили, а потом я - своих сыновей, а вот мою 9-летнюю внучку Анжелику водить уже было некуда. Садик закрыли - мол, нерентабельно». Мы беседуем уже дома у Коннова, который он построил собственными руками: две комнаты, кухня, прихожая, ванная комната с городскими удобствами. Есть газ. Чай нам готовит сноха Юрия Александровича - Светлана. Она рассказывает: «Мы осенью переезжаем в райцентр, что в 20 км. Х­отим, чтобы дочка могла в школе к­ружки посещать. Е­сли родится второй ребёнок, его можно было бы в садик отдать. Надо добиться того, чтобы сельский ребёнок не был ущербным по сравнению с городским. Мы переезжаем из-за дочки, а так бы остались». 

Разговоры на тему, как выжить на селе, в тот день велись по всей Малой Грибановке. Дело в том, что корреспондент «АиФ» приехал сюда аккурат после выступления Владимира Путина на Госсовете, где президент предлагал выдавать селу кредиты, развивать инфраструктуру, строить сады и школы. Народ гудел - мол, всё правильно сказал президент: бери да делай. Однако ровно через сутки сельхозпредприятию, где работает Герой Труда Коннов, в кредите, нужном как воздух, отказали. Без объяснения причин. Хотя до этого три месяца обнадёживали. Значит, удобрения, горючее, семена - всё урезается. Меньше урожай - меньше зарплаты. И одновременно больше импортной продукции на прилавках магазинов, ведь за границей сельское хозяйство исправно дотируют. «В интересах какого государства эти банки работают? Уж точно не России!» - в сердцах бросали люди. А Юрий Александрович рассуждал: «Президенту нашему надо быть построже. Я не призываю к диктатуре, но дисциплина-то должна быть! Нет времени раскачиваться - село поднимать надо. На Руси говорили: земля кормит людей, как мать детей. К земле с уважением относиться надо - тогда и свой хлебушек, и свои продукты кушать будем, а не от импортных зависеть».

Сам Юрий Александрович продолжает работать не за страх, а за совесть. Лавры Героя Труда не принесли ему материальных благ: «Обещали, но ничего не доплачивают, а идти и что-то требовать стыдно. Разве я один такой, кто на земле работает?»

В этом году осенью Юрию Александровичу исполнится 60 лет. Больше 40 из них он работает на земле, которую защищал его дед, в любви к которой он воспитал своих детей. 

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах