Елена Ковязина — представитель редкой профессии, которая в России появилась относительно недавно. Она — парикмахер и стилист для домашних питомцев.
Елена встаёт в 8:00 и спешит привести в порядок себя и двух собак породы йоркширский терьер — Тутси и Бонни. Расчёсывает шерсть, надевает бантики. На 10:00 записан первый клиент, которых обычно привозят мастеру на дом.
Нельзя побрить шпица
Стрижка обязательно начинается с общения с владельцем. Елена Ковязина спрашивает кличку питомца, его возраст, особенности поведения, уточняет, всё ли в порядке со здоровьем. Особенно внимательным нужно быть к пожилым животным. У них могут быть различные хронические заболевания, например, суставов, о которых грумер должен знать до начала работы, чтобы стрижка протекала максимально комфортно для животного.
Елена ставит первого клиента — Дэнчика — на пол и смотрит, как он двигается, нет ли хромоты. Затем ощупывает питомца и проверяет, нет ли покраснений на коже. Нельзя допускать к стрижке больное животное, нужно обезопасить себя от возможного заражения.
Елена Ковязина — профессиональный ветеринарный врач, и в случае обнаружения каких-то патологий у «клиента» сразу сообщает об этом его хозяину.
Елена рассказывает, что груминг собак прежде всего предназначен для того, чтобы хозяину было проще ухаживать за своим питомцем. Стрижки бывают выставочные и домашние. Чтобы подготовить свою собаку к выставке, владельцы обращаются к заводчикам или грумерам, которые специализируются на определённых породах собак.
«В основном я занимаюсь пэт-грумингом, — поясняет мастер. — Это всевозможные варианты домашних стрижек: модельные, креативные. Результат зависит от фантазии хозяина и грумера, здесь нет каких-то жёстких рамок, но есть небольшие ограничения. К примеру, нельзя налысо выбрить шпица, так как потом шерсть может вообще не отрасти».
К Елене Ковязиной чаще обращаются хозяева собак мелких пород, таких как йоркширский терьер, мальтийская болонка, шпиц, пудель, бишон-фризе, чихуахуа, кокер-спаниель.
Грумер прежде всего заботится о том, чтобы не навредить животному, ведь иногда «креатив» хозяев не имеет границ. Тут важно сказать твёрдое «нет» даже при угрозе навсегда потерять клиента.
Собака-валенок
Грумер удаляет с помощью машинки для стрижки густую ненужную шерсть с Дэнчика. Елена несёт собаку в ванную, моет её шампунем, наносит ухаживающий бальзам. Затем на специальном столе она, расчесывая, сушит волосяной покров животного феном. Потом очищает уши от шерсти, обрезает когти. Эти процедуры четвероногие особенно не любят: рычат, пытаясь укусить. Грумер уверенными движениями удерживает собаку и продолжает работу.
«Есть у меня один клиент, который приносит своего йорка на стрижку не чаще двух раз в год, — рассказывает девушка между делом. — Когда он принёс его впервые, пёсик был похож не на собаку, а на валенок — весь в спутавшейся шерсти. Я три часа приводила его в порядок, вычесала всю шерсть и думала, что хозяин будет благодарен. Он вместо этого мне заявил: „Что вы из моего нормального пса сделали какую-то гламурную собаку, как мне по улице теперь с таким ходить!?“»
Пока грумер делает модельную причёску Дэнчику, его хозяйка ожидает на диване и играет с питомцами Лены.
Из ветврача в парикмахеры
«Родители с раннего возраста прививали мне любовь к животным. У нас жили кот и собака, а недалеко от дома находилась ветеринарная клиника. Однажды мы с подругой повели туда собак на прививки, и тогда я поняла, что тоже хочу работать с животными», — рассказывает Алёна.
Работа врача так вдохновила девочку, что вскоре Лена уже помогала ему на приёмах, работала с микроскопом, а к окончанию школы точно знала, кем хочет стать. «Во время обучения в Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н. Э. Баумана я работала ассистентом ветеринарного врача в одной из казанских клиник, а сразу после окончания вуза с красным дипломом начала трудиться в должности врача, — говорит Елена Ковязина. — Через два года я поняла, что мне чего-то не хватает в жизни. Работа ветврача очень благородная и полезная, но в ней не было творчества и вдохновения, хотелось что-то создавать своими руками, приносить радость людям. В то же время я понимала, что очень хочу работать с животными — они моя жизнь».
Вскоре девушка уволилась из ветеринарной клиники и поехала в Москву учиться на грумера. В России эта профессия не внесена в официальный реестр, ей обучают при зоосалонах и на базе кинологических организаций.
Так Елена Ковязина нашла дело, которым хотела бы заниматься всю свою жизнь.
Кошки кусают чаще
К 12:00 Лена заканчивает стричь Дэнчика, передаёт его хозяйке и, провожая, продолжает рассказывать. «Работа грумера имеет сезонный характер. Весной, летом и в начале осени, когда желающих постричь питомца очень много, день забит полностью, не бывает времени даже поесть спокойно, а о выходных приходится только мечтать. Когда на улице становится холодно, клиентов становится меньше. В этот период я могу спокойно посвятить себя обучению, тренингам, повышению квалификации на курсах и мастер-классах. Занимаюсь рукоделием, вышиваю, читаю книги по психологии и бизнесу».
Уборка рабочего стола, подготовка инструментов, и к 18:00 грумер уже встречает четвёртого клиента за день. Кот по кличке Рокки долго сопротивляется действиям Лены — заставить животное стоять на одном месте во время стрижки очень сложно.
Здесь могут помочь только опыт и определённые техники. «Самое главное — спокойствие и уверенность в себе. Питомцы это чувствуют. Если будешь суетиться, слишком много сюсюкать, животное не будет стоять спокойно, и хорошо постричь не получится. Есть определённые приспособления для удерживания животных, а также намордники, но это крайние меры, к которым я прибегаю очень редко», — говорит Лена.
Нужно быть предельно осторожным, чтобы не порезать животное или себя в процессе стрижки. Кошки чаще кусают грумера, нежели собаки.
Обычно кошек стригут «под льва». Некоторые из грумеров украшают животных выбритыми узорами на шерсти, например в виде спирали на хвосте.
«В основном хозяева кошек обращаются к грумеру из-за внезапно развившейся аллергии на шерсть у одного из членов семьи или из-за избыточной линьки, когда хозяйки просто устают ежедневно вычищать всю квартиру от шерсти», — говорит Лена.
«Когда приносят лохматое, неухоженное животное, а в результате забирают красиво подстриженное, и ты видишь глаза обрадованной и удивлённой хозяйки — это приятно», — объясняет парикмахер.
Профессия даёт Елене возможность быть финансово независимой. «Это даже не работа, а увлечение, хобби, которое приносит радость, самореализацию», — резюмирует она.
В день грумер принимает по 3–4 клиента. Иногда стрижка собак обходится хозяевам дороже, чем поход человека к парикмахеру. Дело даёт неплохой доход.
«Животные несут невероятный заряд позитивной энергии, любви и вдохновения. У них можно многому научиться: настойчивости, жизнелюбию и техникам манипуляции. Как ещё назвать способность выпросить что-то вкусное одним только взглядом», — смеётся грумер.
Лена всё время улыбается и говорит, что в любой работе ненавидит скуку и однообразие. И если раньше, в предыдущей профессии, она сталкивалась чаще с больными и несчастными животными, то теперь её клиенты только радуют.
Её рабочий день заканчивается около 20:00. Вечером у мастера урок восточных танцев, спортзал и бассейн. Пару раз в год она обязательно берёт отпуск и уезжает из города, чтобы набраться сил. И, что важно, вдохновения — для дальнейшей работы.