Каждая страна имеет свои «правила и приметы». ОАЭ — страна, составленная из «лоскутов» различных эмиратов. И у каждого свои правила. Но самый особенный — Дубай. Итак, вы в Дубае, если...
1. Арабов вы видите в основном на паспортном контроле, в государственных учреждениях или в дорогих ресторанах. В Объединённых Арабских Эмиратах практически всю еле-еле сложную работу за местных выполняют гастарбайтеры, и они составляют 80 процентов населения государства. «Гости» служат даже в полиции (в основном это индонезийцы), своих не хватает, в армию приглашают йеменцев-суннитов. Интересно ехать в метро: ни одного араба. Только пакистанцы, индусы, филиппинцы, кенийцы, эфиопы.
2. Выйдя перекусить, вы быстро осознаёте, что в основном тут кругом смесь из разных кухонь мира. Арабская кухня в основном представлена вариантами, «родными» для гастарбайтеров из Ирака, Ливана и Сирии. Больше всего популярна индийская: всюду есть забегаловки, где поесть можно на 5 долларов, а где-то — аж на 12. Там питаются крутые иммигранты при галстуках, работающие в гостиницах. Не чета тем, кто вкалывает на стройках за 500 долларов в месяц. Тем, кто не любит индийскую кухню, тяжело, они горестно плетутся толпой в McDonald’s. Есть даже русские рестораны, но тамошние цены могут напрочь отбить аппетит. Встречаются люди, которые едут в Дубай и тащат с собой на неделю коробку еды, поскольку индийскую есть не хотят, а другая слишком дорога.
3. Вас уже не удивляет, что тут всё стоит столько, сколько в другой арабской стране стоить ну никак не должно. В Сирии можно за доллар проехать на такси половину города и даже получить сдачу (но её принято возвращать). В Дубае за полтора доллара можно разве что просто сесть в такси: для поездки этих денег уже не хватает. Вот что нефть животворящая делает. Правда, в самом эмирате Дубай (в отличие от соседних) нефти уже практически нет, но местные жители усиленно демонстрируют, что есть. А то вдруг все разуверятся в их экономическом благополучии. Магазины соревнуются друг с другом, кто роскошнее. Наши бизнесмены рыдали бы от зависти, узнай они, какие тут наценки на сыры и другие деликатесы из Европы. Всё может быть в 2,5-3 раза дороже. И это не предел.
4. Вы сходите с ума от посещения метро. Ибо там всё разделено на зоны, и стоимость поездки рассчитывается в зависимости от дальности. Билет запросто может стоить 2,5 доллара за три станции, потому что вы пересекаете две зоны. Уже через день на московское метро хочется молиться и целовать руки его строителям. Оно и дешевле, и куда удобнее, пусть и не так футуристично на вид. В дубайском метро много автоматов по продаже билетов, но к ним очередей нет, потому что разобраться в их меню невероятно сложно. Люди встают в очередь в кассу.
5. Алкоголь стоит бешеных денег, поскольку это мусульманская страна. На него введён налог в 30 %. И ещё масса других налогов в какие-то там проценты. Благодаря этому бутылка водки (найти которую ещё нужно постараться) обойдётся в 100 долларов, а бокал пива в ресторане — под 1000 рублей. Народ тайно ездит в другие эмираты и привозит оттуда алкоголь подешевле. Но тем, кого поймают с ввозимым, грозит штраф и даже тюремное заключение. Поэтому направляющиеся в «алкогольную поездку» делают это втайне даже от соседей. При этом за границей у Эмиратов имидж страны «лихой алкогольной свободы». Пей, конечно, сколько хочешь, только денег при этом нужно иметь вагон. Даже на «чёрном рынке» в Иране, где за алкоголь наказывают плетьми, он стоит дешевле.
6. Вас не удивляет погода +30 в апреле. Правда, 10 минут постояли на солнце — и сгорели. Это индусам тут хорошо работать, а не вам. В июле-августе из Эмиратов все сбегают. Воцаряется такая жара, что море вскипает, и можно его есть ложкой, как рыбный суп (шутка). Посему арабская белая тонкая одежда, которую до сих пор здесь носят мужчины (под названием «кандура») в такую погоду — самое оно. Кстати, белый — это цвет благородного человека, раньше так одевались только шейхи. Сколько раз в день шейхам приходилось стирать этот наряд (заляпывается он моментально), история умалчивает.
7. Вам странно видеть на улице девушек в лёгких платьях и юбках выше колен и мужчин в шортах. Или это не исламская страна, не суровый Аравийский полуостров? В эмирате Дубай никому нет дела до вашего внешнего вида, а вот в других эмиратах — есть, особенно в Шардже. Даже в туристическом Египте на полуголых туристок смотрят косо, но тут все привыкли к иностранцам, и особого удивления их «легкоодетость» не вызывает. Правда, есть даже спецслужба на пляже Джумейра, которая заставляет девушек под угрозой тюремного заключения надевать лифчики, вздумай они загорать топлес. Девушки страшно возмущаются из-за «исламского режима», но облачаются обратно в лифчики и довольно мрачно загорают.
8. На рынках вас пытаются обжулить хотя бы на 50 %. И это ещё «по-божески». Дело в том, что торгуют здесь в основном индусы, а у них издавна сложилось впечатление, что белые европейцы и американцы давно перестали считать свои огромные деньги. Про финансовый кризис в России они не слышали. Зато все знают Абрамовича и Аршавина. Потому что они богаты. А может, потому, что оба на «А», тут уже не поймёшь. Если Абрамович богат, значит, он наверняка делится с остальным населением России, посему назначать цену за килограмм манго в 10 долларов (где и 3 доллара много) — святое дело.
9. Вы почти нигде не увидите кальян, столь популярный в других арабских странах. В Эмиратах сначала посчитали его ущербом для экологии, потом запретили, потом снова разрешили, потом опять запретили. В результате все уже запутались в том, можно ли сегодня или снова нельзя. Именно поэтому кальян подают не во всех местах, а там, где он есть, цена начинается от 10 долларов: в 10 раз дороже Египта и в 20 раз дороже Сирии. Курят его в основном местные арабы. Им деньги девать некуда.
10. Все кругом говорят на английском. Собственно, ОАЭ до 1971 года были именно британской колонией, и без английского с такой оравой гастарбайтеров не управиться: арабский они учить не хотят. Английский служит именно языком межнационального общения между хозяевами и гастарбайтерами. И между самими гастарбайтерами: индус не поймёт диалект тагало, на котором говорят филиппинцы, а те, разумеется, ни слова не знают на хинди. На русском иногда общаются в старой части Дубая, в Дейре, где изредка попадаются узбеки, неудачно выдающие себя за арабов и торгующие традиционными арабскими сувенирами. Представьте на минутку, если бы мы с нашими дворниками у домов беседовали на английском. «Здравствуйте, сэр Иван Петрович, как поживаете? — О, благодарю вас, достопочтенный дворник Равшан, очень хорошо».