Отшумели выпускные вечера. Были шампанское, танцы, ночные гулянья. Прощание со школой в России традиционно проходит весело, Даже бездумно. Но многие выпускники, расставаясь с друзьями, не могли сдержать слёз. Что это было?
Самые яркие торжества для выпускников традиционно устраивает Санкт-Петербург с его знаменитыми «Алыми парусами» на Неве и праздничным фейерверком. Журналисты, готовившие репортажи о «последнем дне счастья», ожидая хороших ответов, задавали оптимистические вопросы. Но говорить о том, что будет завтра, молодым людям почему-то не очень хотелось. Многих пугает неизвестность. Ведь мест на романтической шхуне, несущейся в светлое будущее под алыми парусами, для всех может не хватить.
Праздник выпускников «Алые паруса-2018» в Петербурге
Не Чук и не Гек
Нынешнее поколение выпускников, наверное, могло бы в чём-то даже позавидовать беззаботным героям рассказов Аркадия Гайдара - Чуку и Геку, тимуровцам. Ведь у них будущее было во многом предопределено той социальной системой, в которой им было суждено жить. Они были рождены, «чтоб сказку сделать былью». Работы хватало на всех. Строители, машинисты, токари, монтажники-высотники, металлурги и шахтёры воспевались в песнях. Быть инженером и военным было престижно.
Представление о счастье в СССР было отточено, как передовая статья в газете «Правда», и отражало суть идеологического подхода к воспитанию «советского человека». Это было прежде всего коллективное счастье. В рассказе Гайдара «Чук и Гек» оно сформулировано так: «Что такое счастье - это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить эту огромную счастливую землю, которая зовётся Советской страной». И когда в Москве на Спасской башне кремлёвские куранты возвещали начало нового счастливого дня, их звон слышали вся страна и, конечно (как казалось Чуку и Геку), «задумчивый командир бронепоезда, тот, что неутомимо ждал приказа от Ворошилова, чтобы открыть против врагов бой».
Догнать и перегнать!
Перспективы, открывавшиеся перед поколением гайдаровской молодёжи, были в значительной мере предопределены потребностями ускоренного развития под лозунгом «Догнать и перегнать!». Шла мощная индустриализация. Недавние крестьяне миллионами перебирались в новые города и массово превращались в передовых рабочих. Стране нужны были строители, инженеры, техники, учёные и конструкторы. Оказавшись после нескольких волн эмиграции перед лицом нехватки квалифицированных кадров, власть приглушила пропаганду классовой ненависти и стала вовлекать в оборот недавно «классово чуждую» интеллигенцию. Вся система советского образования была настроена на мощное воспроизводство технической и научной интеллигенции.
Формально «гегемонами» в СССР оставались рабочие и трудовое крестьянство. Но на самом деле рабочим платили гроши, крестьянам не платили вовсе, а негласными привилегированными группами стали доставшиеся стране от «ненавистного царского режима» учёные, университетская профессура, инженеры и офицерство. Большим уважением пользовались учителя и врачи, хотя их материальный достаток был невелик. Когда первый нарком здравоохранения Н. Семашко пришёл к Сталину похлопотать о прибавке для врачей, вождь спросил с ухмылкой: «А разве хорошего врача народ не прокормит?»
Молодёжь ориентировалась на советские параметры счастья и успеха. Быть учёным, инженером, техником стало престижным. Менее одарённые становились рабочими, строителями. Сельская молодёжь с удовольствием шла в армию, служба в которой давала льготы при поступлении в техникумы и институты.
С прицелом на капитализм
Сегодняшняя молодёжь вынуждена приноравливаться к параметрам счастья, диктуемым не советской, а буржуазной моралью. Стремление войти в новую элиту, потребительский психоз, охвативший страну после десятилетий жизни с авоськой в руках, и, наконец, девальвация культурных потребностей в пользу «развлекухи» - всё это диктует новые взгляды на выбор профессии.
После распада СССР изменилась сама суть конкуренции за выход в счастливый финал.
Конечно, талант, особенно выдающийся, никто не отменял. Мацуевы и Хворостовские востребованы и при социализме, и при капитализме. Но в новых социальных условиях значение имеют не активность в комсомоле и даже не золотая медаль, а возможность родителей оплатить учёбу в престижном вузе. А после окончания студенческих лет пристроиться в госкорпорации или на хорошую чиновничью, судейскую или прокурорскую должность. И нередко выбор профессии обусловлен видами на коррупционные возможности.
В последнее время пресса много пишет о так называемых наследственных должностях. Это когда высшие чиновники передают свои должности детям фактически по наследству. В СССР трудоустройство по блату, конечно, тоже существовало, но это считалось аморальным и обществом не приветствовалось. Сегодня передача должностей от отцов детям и внукам стала почти нормой.
Проскочить через ямы
Впрочем, новые параметры успеха подсказывают не только негативные ориентиры. Да, в школе упала популярность уроков труда, физкультуры и даже литературы. Но соцопросы фиксируют рост интереса учащихся к математике, физике, химии, прикладным наукам. Специалисты с такого рода дипломами востребованы не только в России, но и за границей. Иными словами, и нынешние тимуровцы, и новые Чуки и Геки, думая о будущем, уже не исключают для себя возможности обустроить свою жизнь поближе к Берлину, Нью-Йорку, Вене или Парижу. Социологи подтверждают существование такой тенденции.
Говоря о молодёжи и школе, следует помнить и ещё об одной проблеме. Продолжает сказываться резкое сокращение населения в результате Великой Отечественной и следовавших одна за другой репрессий. Россия периодически скатывается в демографические ямы. Падает рождаемость - и, как следствие, стала съёживаться и сама школьная система. За последние 17 лет число школьников в России сократилось на 21%. А опубликованный на днях правительственный доклад о политике в сфере образования предрекает сокращение и числа студентов.
Хорошо, конечно, что праздник «Алые паруса», отметивший этим летом своё 50-летие, стал не только российским, но и международным. Хорошо бы этот праздник сохранить.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции