Пленум Верховного суда РФ разработал постановление с разъяснениями по спорам о проведении публичных мероприятий, сообщает ТАСС.
Согласно документу, проведение митингов и шествий считается согласованным, если власти в течение трех дней после уведомления об их проведении не внесли предложений об изменении их места или формата. Исключением является случай, когда организатор уклоняется от получения такого предложения.
Также подчеркивается, что закон предусматривает четкие сроки согласования публичных акций. Так, недопустимо доводить до сведения организатора публичного мероприятия предложения об изменении места или времени проведения по истечении трех дней со дня получения уведомления, даже если один из них приходится на выходной.
В связи с этим орган публичной власти должен использовать все доступные ему средства связи и доставки, чтобы в указанный срок довести содержание документов до сведения организатора мероприятия с фиксацией факта получения адресатом этой информации.
Уведомление о мероприятия орган власти должен получить не ранее дня, после которого остается 15 дней до его проведения, и не позднее дня, после которого остается 10 дней до мероприятия. Уведомление, поданное за пределами срока, не подлежит рассмотрению, о чем организатор должен быть незамедлительно уведомлен. У него при этом есть право на повторное обращение.
Пленум также напомнил о сокращенных сроках обращения с иском в суд для оспаривания отказа в согласовании публичного мероприятия, если действия органа власти по вопросам, связанным с согласованием, признаны незаконными.
Административный арест за нарушения в ходе митингов и других публичных акций, по мнению пленума, допустим только в исключительных случаях, а назначаемые гражданам штрафы могут быть ниже тех, что предусматривает КоАП.
Заведомо незаконный отказ в проведении митинга или другого публичного мероприятия является административным правонарушением, как и попытки других лиц не дать провести законное мероприятие, отмечается в проекте Верховного суда РФ.
К воспрепятствованию проведению публичного мероприятия относятся действия, нарушающие его нормальный ход, например, громкие крики и звуки, мешающие высказыванию мнений участников митинга, уничтожение или повреждение плакатов, транспарантов и других средств наглядной агитации, а также запрет прохода к месту проведения акции.
По той же статье УК могут квалифицироваться действия должностного лица для принуждения к участию в митинге, например, угрозы увольнения с работы, лишения премии и прочее, либо с применением насилия.
По статистике суда, за последние 10 лет российские суды рассмотрели 110 дел по ст. 5.38 КоАП РФ, по которым административным наказаниям были подвергнуты 39 граждан и должностных лиц.