Почему в России не отменят прописку?
В 1991 году на Съезде народных депутатов СССР была принята Декларация прав и свобод человека, провозгласившая, что каждый имеет право свободно передвигаться внутри страны, а также выбирать место жительства и место пребывания. Эти права и свободы нашли отражение в Конституции РФ, а также в законе 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Закон отменил институт прописки, который действовал с 1925 года и был связан с контролем передвижения населения по территории СССР и РСФСР. Процедуру прописки заменила действующая по сей день регистрация по месту жительства. Главным её отличием стал уведомительный, а не разрешительный характер.
«Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом», — говорится на сайте МВД РФ, территориальные органы которого ставят граждан на учёт.
О том, зачем в России нужна постоянная и временная регистрация и почему их не отменят, АиФ.ru рассказал Евгений Бобров, правозащитник, заместитель председателя Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), председатель Постоянной комиссии по миграционной политике и защите прав человека в сфере межнациональных отношений.
«Регистрация очень важна, она выполняет две основные функции. Первая — это адресный учёт, чтобы органы власти могли получать и отправлять корреспонденцию. Вторая — статистический учёт, который позволяет определять количество населения в городском квартале, населённом пункте, планировать градостроительное, социальное, транспортное и иное развитие», — говорит Бобров.
Тем не менее правозащитник считает, что порядок регистрационного учёта в России должен быть усовершенствован. «Другое дело, что сейчас у нас регистрация незаконно используется в качестве средства регулирования миграции. Мы неоднократно предлагали отвязать регистрацию от прав: место жительства или его отсутствие может подтверждаться и другими документами, необязательно из паспортного стола. Это документы о работе, об учёбе и т. д. Но чиновники с нами не соглашаются, — поясняет Бобров. — Также необходимо кардинально упростить регистрационный учёт, чтобы встать на него было так же просто, как заплатить за телефон».
По словам зампреда СПЧ, в других странах регистрационный учёт не регулирует права человека. «Государств, в которых отсутствует регистрация, не очень много. Из известных мне —Словения. В других странах регистрационный учёт ведёт либо местная администрация, либо фонд социального страхования, либо орган статистики, либо работодатель. Он однозначно уведомительный, хотя он и у нас по закону уведомительный и не связан ни с какими правами», — отмечает Бобров.