Примерное время чтения: 6 минут
27030

Смерть на станции Мак-Мердо. Как и почему погибают в Антарктиде

Американская исследовательская станция Мак-Мердо.
Американская исследовательская станция Мак-Мердо. Reuters

Два сотрудника американской исследовательской станции Мак-Мердо погибли в Антарктиде при невыясненных обстоятельствах.

Причина смерти не установлена

Информацию о гибели людей подтвердила пресс-служба Национального научного фонда, курирующего Антарктическую программу США.

По данным ННФ, 12 декабря в здании, в котором расположен питающий радиопередатчик генератор, были найдены два технических сотрудника. В их обязанности входил контроль за средствами пожарной безопасности. К объекту техники прибыли на вертолете, пилот которого дожидался окончания работ. Специалисты должны были провести профилактику систем пожаротушения.

Через некоторое время летчик, не дождавшийся возвращения техников, сам вошел в здание. Специалисты были обнаружены на полу в бессознательном состоянии. Прибывшие на место ЧП медики констатировали смерть одного из сотрудников. Второй был доставлен в санчасть, где позднее также скончался.

Как сообщает агентство Reuters со ссылкой на официального представителя Национального научного фонда США Питера Уэста, свидетельств насильственной смерти нет. При этом на данный момент причина трагедии не установлена и расследование продолжается.

Мак-Мердо — крупнейшая база в Антарктиде

Уэст заявил, что не уполномочен разглашать какие-либо подробности расследования, а также личности погибших.

Антарктическая станция Мак-Мердо — крупнейшее поселение, порт, транспортный узел и исследовательский центр в Антарктиде. На станции во время летнего сезона работают около 1300 человек. Станция была основана в 1956 году. В настоящее время она имеет 3 аэродрома, несколько площадок для посадки вертолетов и более 100 строений, включая оранжереи, где выращиваются свежие овощи.

Несмотря на все удобства и современную технику, Антарктида остается зоной повышенного риска, где любая ошибка может повлечь самые тяжелые последствия.

Иван Хмара.
Иван Хмара. Фото: wikipedia.org

Список советских потерь открыл Иван Хмара

Счет советским потерям в Антарктиде был открыт 21 января 1956 года. 19-летний военнослужащий Иван Хмара, проходивший службу в Диксоне, сумел пройти конкурсный отбор добровольцев в Первую Комплексную антарктическую экспедицию Академии наук СССР. В роковой день Иван, являвшийся трактористом, принимал участие в разгрузке судов «Обь» и «Лена». Его трактор провалился под лед. Дверь в кабину была закрыта, и он не успел выскочить. Тело погибшего так и не удалось найти: глубина в этом месте превышала 70 метров. Утром в день гибели Иван получил телеграмму из дома о том, что у него родился сын.

Через год после гибели на берегу был установлен двухметровый гранитный камень-обелиск, увенчанный золотой пятиконечной звездой и с бронзовой доской, на которой была выбита скромная надпись: «Ивану Хмаре. 1936–1956». Позднее памятник был перенесен на кладбище на острове Буромского.

Памятник Ивану Хмаре.
Памятник Ивану Хмаре. Фото: wikipedia.org/ Tsy1980

Антарктический некрополь

Капитан-лейтенант Николай Буромский погиб 3 февраля 1957 года вместе с Евгением Зыковым во время второй советской Антарктической экспедиции в трёх километрах к западу от станции «Мирный», когда произошёл обвал кромки ледяного барьера и лёд рухнул на палубу ледокола «Обь».

Всего за время отечественных экспедиций в Антарктиду погибло несколько десятков человек. Кого-то по настоянию родственников отправили для захоронения на Родину, но большинство нашли последнее пристанище в Антарктиде. У некоторых могилы символические: тела просто не удалось обнаружить.

Российских кладбищ в Антарктиде несколько, но некрополь рядом с Мирным самый большой. Здесь похоронены более 40 полярников. Высеченная на камне надпись гласит: «Склоните головы, сюда приходящие, они отдали жизнь в борьбе с суровой природой Антарктики».

Гибель Мистера Пингвина

Среди россиян похоронен и иностранец: знаменитый швейцарский фотокорреспондент Бруно Зендер, носивший прозвище «Мистер Пингвин».

Впервые попав в Антарктиду в 1975 году, Зендер буквально влюбился в континент, а особенно — в его главных обитателей. Антарктические фотографии Зендера экспонируются в Нью-Йоркском музее современного искусства, они много раз публиковались в самых популярных журналах мира.

Швейцарец совершил более 20 поездок в Антарктиду, дружил с российскими учеными, участвовал в зимовках. В 1997 году во время зимовки на станции Мирный он снимал пингвинов. В нарушение норм техники безопасности фотограф ходил на съемки один, объясняя это тем, что в присутствии кого-то еще ему тяжело работать. Зендера отпускали с условием: в случае предупреждения об изменении погоды он немедленно возвращается на станцию. Однако 7 июля он слишком поздно отреагировал на сообщение и через час передал по рации, что заблудился. Вскоре связь с ним пропала. Нашли фотографа мертвым спустя двое суток. Его похоронили в Антарктиде, которую он любил больше жизни.

Полет в Антарктиду ценой в 257 жизней

Один из самых массовых случаев гибели людей не имеет отношения ни к России, ни к полярным исследованиям.

В 1977 году авиакомпания Air New Zealand стала осуществлять экскурсионные беспосадочные авиарейсы над Антарктидой. Продолжительность авиаперелёта составляла от 12 до 14 часов, из которых 4 часа составлял полёт над Антарктидой. Самолёт с экскурсантами и гидом вылетал из аэропорта Окленда и, достигнув побережья Антарктиды, снижался у пролива Мак-Мердо. Гид вёл экскурсию, а пассажиры могли любоваться антарктическими ландшафтами.

Очередной рейс на авиалайнере McDonnell Douglas DC-10-30 выполнялся из Окленда 28 ноября 1979 года. Через пять с половиной часов полета связь с лайнером пропала. Как было установлено, самолет врезался в склон антарктической горы Эребус на высоте 447 метров. Удар был такой силы, что самолет разрушился полностью.

В результате катастрофы погибли 237 пассажиров и 20 членов экипажа, среди которых были граждане Новой Зеландии, Японии, США, Великобритании, Канады, Австралии, Франции и Швейцарии. Причинами катастрофы, согласно выводам расследования, стали неверный план полета и нулевой опыт экипажа в полётах в Антарктиду.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах