Простой ответ, который напрашивается: потому что Че Гевара и в самом деле герой. В 1952 г. он вместе с другом объехал на мотоцикле половину Южной Америки, потом стал врачом-хирургом, в 1959 вместе с Фиделем Кастро совершил революцию на Кубе, в результате чего стал команданте и кубинским государственным деятелем. А затем занялся «революцией на экспорт» за пределами Острова свободы: вел партизанские войны в Африке и Латинской Америке. В 1962 году Че сыграл ключевую роль в привлечении на Кубу советских ядерных ракет, чем способствовал Карибскому кризису. Стал радикальным маоистом.
Погиб Че Гевара тоже как герой: был расстрелян в плену после попытки поднять марксистское восстание в Боливии. Говорят, своему палачу, у которого во время казни тряслись руки, Че Гевара сказал: «Стреляй, трус, ты убьешь всего лишь человека!» В том смысле, что революцию этим выстрелом не убить.
«Не было человека, которого ЦРУ боялось бы больше, чем Че Гевару», — признался однажды агент этой службы. Зато сам Че Гевара, похоже, не боялся никого.
Икона бунтарского стиля
Однако Че Гевара не просто символ сопротивления и борьбы за права угнетенного народа. Он бессребренник, интеллектуал и поэт. Он солдат и полевой командир, который не увяз в политике и интригах, боролся за идею и в итоге пострадал за неё. Короче говоря, олицетворение «правильной» революции и икона для молодых бунтарей, которые хотят изменить мир. Этакий «Дон Кихот XX века».
Впрочем, есть и другая точка зрения. Для тех, кто его ненавидел, Че — фанатичный убийца, готовый без колебаний возложить на алтарь революции любое количество жизней. Недаром свои письма он нередко подписывал именем «Сталин II». Есть немало свидетельств того, что после победы повстанцев он казнил пленных солдат и всех, кто подозревался в поддержке режима Батисты, пытал пленников и лично руководил расстрелами. На счету расстрельных команд Че Гевары на Кубе, как говорят его хулители, не один десяток тысяч жертв. Агент ЦРУ, который пленил Че Гевару в Боливии и был свидетелем его расстрела, потом рассказывал, что перед смертью команданте признался ему в «паре тысяч» казней «империалистских шпионов и агентов», ничуть не сожалея об этом.
Тем не менее Че Гевару и сегодня причисляют к святым те боливийские крестьяне, на землях которых он когда-то стремился разжечь огонь революции. Они поминают его под именем «Сан Эрнесто», возносят бывшему аргентинцу молитвы и просят его о помощи. Че вполне официально считается местночтимым католическим святым, его портреты висят в латиноамериканских храмах. Крестьяне, которые видели убитого революционера сразу после смерти, говорили: «Ни один мертвый не был так похож на Христа, как Че».
Кроме того, облик Че — точнее, постер, сделанный со знаменитой фотографии кубинского фотографа Альберто Корды — превратился в бренд, который до сих пор успешно продаётся. Лицо пламенного революционера в берете со звездой команданте, которую Че Геваре вручил сам Кастро, стало наиболее тиражируемым и узнаваемым изображением в мире. Футболки и майки, купальники и бейсболки, значки и сумки, плакаты, сувениры с портретами, кафе и рестораны, названные в честь Че, — стабильно выгодный бизнес. Считается, что торговцы эффективно использовали протестные настроения прогрессивной молодежи и со временем «загламурили» образ романтического бунтаря. Тем самым Че Гевара по иронии судьбы внес огромный вклад в культуру общества потребления, которую презирал всю жизнь. Правда, сделал это не по своей воле.
«А кто сегодня герои? Микки Маус, что ли?»
На чем же все-таки держится феномен его популярности? Об этом АиФ. ru рассказала политолог, профессор политической психологии, зав. кафедрой социологии и психологии политики факультета политологии МГУ Елена Шестопал.
— Потребность в герое существует в человеке изначально. Психологи установили, например, что у современных детей есть реальная проблема отсутствия героев. В советское время детские герои были, пусть подчас и спорные. Детей воспитывали на примерах Павлика Морозова, Павки Корчагина, Александра Матросова и т. д. А сегодня кто у них герои? Микки Маус, что ли? Примеров самоотверженности, служения своей стране стало очень мало. А если они и есть, то не заложены с детства, как раньше. Даже в новых сказках и детских книгах, которые пишутся сегодня, фигуры героев зачастую попросту отсутствуют.
Героизация человека типа Че Гевары на этом фоне удовлетворяет запрос, который проявляется у нас с детства и во взрослом возрасте, кстати, тоже никуда не девается. Только этим, по видимому, можно объяснить тот факт, что уже давно погибший революционер до сих пор изображается на майках и плакатах, символизируя образ бескорыстного человека, который служил не себе, не своему карману, а идее преобразования мира. Такие фигуры отсутствуют в современном буржуазном обществе и контрастом привлекают к себе людей, особенно — молодых. Сам этот факт заставляет задуматься: чего не хватает нынешним молодым людям, у которых, казалось бы, есть всевозможные потребительские радости?
Эрнесто Че Гевара — кубинский революционер
Эрнесто Че Гевара — кубинский революционер
— Однако при всех заслугах Че Гевары его порой называют человеком, у которого руки по локоть в крови, виновником смерти тысяч людей, безжалостным к врагам революции. А ещё — убежденным сталинистом. Почему это не учитывают те, кто поклоняется светлому образу романтического героя?
— Характеристика «руки по локоть в крови» в случае с Че Геварой — это, я думаю, очередной миф. Он был не более кровожадным, чем другие деятели революции. Любят его не за это. Точно так же популярность того же Сталина в нынешней России связана не с тем, что он был тираном, а с его заслугами по решению крупных задач национальной истории. На грехи Сталина люди готовы закрывать глаза ради того, что он совершил хорошего.
Для современных молодых важно, что Че Гевара делал всё не корысти ради, несмотря на всю его жестокость. Идея революции и бунта всегда была крайне притягательна для молодости. Поэтому попытки государственной и общественной системы встроить в себя подрастающие поколения регулярно терпят крах во всем мире. И появляется новая генерация бунтарей. Вспомните, к примеру, историю студенческого бунта 1968 года во Франции. Так же было и в более поздние времена.
При этом «идеи Че» находят в сердцах отклик тем больше, чем более обеспеченным и стабильным становится общество. И в этом заключается чисто психологический феномен: люди устают от стабильности. Через привязанность к Че молодые люди реализуют свою внутреннюю потребность в свободе, в том числе — в свободе от власти денег.
— Парадокс еще и в том, что Че Гевара, бессребренник, который отдавал себя за идею, ныне приносит огромные доходы дельцам, которые зарабатывают на его образе. Может быть, торговцы намеренно разжигают поклонение герою минувших дней?
— Вряд ли нынешняя популярность Че Гевары — коммерческий проект как таковой. Торговцы не могут влиять на чаяния народа. Они способны лишь использовать себе во благо уже имеющийся в обществе запрос. Если запроса не будет, они тут же потерпят убытки. Дельцы не создают такие значимые бренды. Они их просто эксплуатируют.