14 апреля 1907 года родился Франсуа Дювалье — один из самых одиозных диктаторов XX века.
Тяжкое бремя свободы
В 1804 году в результате революции на острове Гаити была создана республика, получившая независимость от Франции. Маленькое государство стало второй независимой державой Америки после США и первой в мире республикой, в которой к власти пришли чернокожие.
Свобода, однако, оказалась тяжёлым испытанием. Гаити сотрясали внутренние распри, политическая нестабильность, следовавшие один за одним государственные перевороты.
В таких условиях очень трудно сохранить национальную независимость, и со временем внутренняя политика Гаити оказалась под сильным влиянием иностранных государств.
В 1915 году президент Гаити Жан Вильбрен Гийом Сан провёл массовую расправу над политической оппозицией, что вызвало новый виток кровавого противостояния. Оппозиционеры добрались до президента и растерзали его, а страна окончательно погрузилась в хаос. В этих условиях президент США Вудро Вильсон отправил в страну американских морских пехотинцев, чтобы остановить насилие и навести порядок.
Делал это Вильсон из опасений, что ситуацией на Гаити может воспользоваться Германия, искавшая возможность для расширения своих колониальных территорий.
Американская оккупация Гаити растянулась на 19 лет и была явно не самым плохим временем в истории страны. Американцы занимались строительством дорог, социальных объектов, развивали здравоохранение, привлекая к этой деятельности местных жителей.
Добрый доктор Айболит…
Хотя американская оккупация официально завершилась в 1934 году, влияние Соединённых Штатов на эту страну не прекращалось никогда. Её политическую элиту составляли кадры, воспитанные американцами. Одним из них был Франсуа Дювалье, которому суждено было определить историю Гаити на несколько десятилетий вперёд.
Франсуа Дювалье родился в столице Гаити Порт-о-Пренсе 14 апреля 1907 года в семье учителя и журналиста Дюваля Дювалье. В 1932 году окончил медицинский факультет университета Гаити.
Молодой доктор был принят на работу в американскую санитарную миссию, дослужившись до должности помощника главы медицинской миссии.
В ту пору о Дювалье отзывались как о хорошем медике, приложившем немало усилий для искоренения тифа в Гаити.
Основу населения Гаити составляли негры и мулаты. В 1946 году впервые за 30 лет президентом Гаити был избран негр — Дюмарсе Эстиме. В его правительстве 39-летний Дювалье становится сначала заместителем министра труда, а затем министром здравоохранения.
Дювалье считался человеком левых взглядов и сторонником демократии, потому неудивительно, что после очередного государственного переворота в 1950 году он оказался в подполье.
План «политического лилипута»
Об истинных целях и намерениях доктора Дювалье тогда знали только самые близкие люди. Врач, чьей настольной книгой стал трактат Макиавелли «Государь», мечтал о неограниченной власти.
В 1956 году, когда на Гаити была объявлена политическая амнистия, Дювалье заявил о своих претензиях на пост президента. В стране гремели взрывы — как выяснилось позже, за ними стояли люди Дювалье, которым доктор поставил задачу вызвать у граждан чувство паники.
Претендентов на пост президента было четверо: сенатор Луи Дежуа, адвокат Клеман Жюмель, учитель математики Даниель Финьоле идоктор Франсуа Дювалье.
Дювалье в этой четвёрке считали явным аутсайдером, «политическим лилипутом», однако доктор оказался далеко не так прост.
Обещая на митингах всем и всё, он неожиданно предложил для «предотвращения гражданской войны» назначить временным президентом Даниеля Финьоле.
Финьоле принял предложение конкурента и 25 мая 1957 года стал временным главой Гаити.
Между тем Дювалье смог привлечь на свою сторону генерала Антонио Кебро, который занялся формированием и подготовкой боевых отрядов из сторонников доктора.
Финьоле, формировавший правительство национального единства, назначил генерала Кебро начальником Генштаба. Таким образом он сам запустил механизм собственного свержения.
Всего через 19 дней генерал Кебро прямо на заседании правительства арестовал президента и выслал его вместе с семьёй из Гаити.
Когда возмущённые сторонники Финьоле вышли на улицы, там их встретили военные части и боевики, подготовленные генералом Кебро. Во время разгона акций протеста были убиты около тысячи человек.
Образованная Кебро военная хунта заявила о верности идеалам демократии, сообщив, что 22 октября 1957 года пройдут новые президентские выборы. На них, как и следовало ожидать, победил Франсуа Дювалье.
«Папа» может всё, что угодно…
Первый год правления у Франсуа Дювалье ушёл на расстановку на ключевые посты своих людей, создание собственной партии и вытеснение из страны всех противников нового режима. Тех, кто не желал вытесняться, ждали тюремная камера или смерть.
Соединённые Штаты прекрасно видели, что режим Франсуа Дювалье и близко не соответствует канонам демократии. Но, во-первых, в Вашингтоне от гаитянских проблем основательно устали, а во-вторых, Дювалье был на сто процентов проамериканским политиком, в связи с чем на его «шалости» смотрели сквозь пальцы — мол, конечно, сукин сын, но свой.
В Гаити из США поступали миллионы долларов экономической помощи, которые очень быстро стали оседать на счетах президента и его окружения.
Дювалье, зная, что гаитяне обожают придумывать прозвища политикам, придумал его себе сам — «Папа Док».
Убедившись, что Вашингтон вполне им доволен, «Папа Док» пустился во все тяжкие. Очень скоро гаитяне поняли, что всех их прежние лидеры были гуманистами по сравнению с доктором Дювалье.
Генерал Кебро, обеспечивший приход Дювалье к власти, поначалу получил пост главнокомандующего армией Гаити, однако очень скоро оказался в опале и был отправлен послом в Ватикан. По возвращении Кебро вскоре умер — есть версия, что его попросту отравили.
В июле 1958 года заговорщики попытались свергнуть Дювалье, и он был готов бежать, однако верные президенту части подавили мятеж.
После этого «Папа Док», не слишком доверявший армии, основал собственную гвардию, известную как тонтон-макуты.
Гвардейцы «Папы Дока», которых готовили американские инструкторы, безжалостно уничтожали всякое инакомыслие, да и просто всех, кто был не согласен с режимом Дювалье.
Месть колдуна
«Папа Док» использовал популярность в Гаити культа вуду, позиционируя себя колдуном. На мистику напирали и тонтон-макуты.
В стране были распущены и запрещены все партии, профсоюзы, общественные организации, выступавшие против режима. В тюрьме оказались даже священники, отказывавшиеся славить Дювалье в своих проповедях.
Культ вуду. Специальный фоторепортаж «АиФ» из Гаити
«Папа Док», принимая доклады начальника тайной полиции, каждое утро подписывал списки лиц, подлежащих аресту и смертной казни.
Президент США Джон Кеннеди, в отличие от других представителей американской власти, восторга от Дювалье не испытывал и недвусмысленно дал понять, что терпеть «Папу Дока» не собирается.
В ответ Дювалье соорудил куклу вуду и стал публично протыкать её иглой, обещая американскому президенту страшную смерть. Над «Папой Доком» посмеивались до тех пор, пока Джона Кеннеди не застрелили в Далласе. После этого влияние Дювалье на сограждан значительно выросло.
После смерти Кеннеди благоволение Вашингтона вернулось к президенту Гаити. Его режим американцы воспринимали как противовес попавшей под советское влияние Кубе.
Кровь и доллары
Доктор Дювалье создал целую систему тюрем и концлагерей для заподозренных в нелояльности. Самых опасных врагов отправляли в специальную тюрьму под президентским дворцом.
Там использовался весь арсенал пыток, начиная от Средневековья и заканчивая последними достижениями техники. Нередко фотоотчёты о казнях с отрубленными головами и растерзанными телами публиковались в местной прессе.
За годы правления «Папы Дока» были уничтожены более 50 тысяч человек, ещё 300 тысяч вынуждены были покинуть Гаити по политическим мотивам.
Практически все скудные доходы, которые давала гаитянская экономика, доставались Дювалье и его окружению. Тонтон-макуты собирали дань со всех бизнесменов — 300 долларов ежемесячно в виде «добровольных» пожертвований в «президентский фонд».
Семья Дювалье сколотила состояние в сотни миллионов долларов, которые хранились на счетах в швейцарских банках. В это время гаитяне умирали от голода и продавали собственных детей в рабство, надеясь, что хозяева будут их кормить.
При «Папе Доке» из Гаити начались поставки в США донорской крови — до 2500 литров два раза в месяц — которые тоже служили источником дохода для режима Дювалье.
Диктатор под прикрытием
В 1961 году Дювалье распустил парламент, избранный вместе с ним на шесть лет, и провёл выборы в новый. Солдаты конвоировали избирателей к урнам, в результате этих выборов все 58 депутатов были ставленниками Дювалье. На бюллетенях была сделана приписка: «Доктор Франсуа Дювалье — президент». После подсчёта голосов власти объявили, что поскольку в бюллетенях фигурировало имя Дювалье, то гаитяне «добровольно» переизбрали его на новый шестилетний срок.
В 1964 году прошёл плебисцит о пожизненном президентстве «Папы Дока». На бюллетенях напечатали декрет, провозглашающий Дювалье президентом до конца жизни. На вопрос «Согласны ли вы?» тут же крупными буквами был напечатан ответ «Да». Тот, кто хотел сказать «нет», должен был вписать это от руки, а это означало стать жертвой преследования. Стоит ли удивляться, что Дювалье был провозглашён пожизненным президентом Гаити?
14 апреля 1967 года президент Дювалье собирался пышно отметить 60-летие. Однако в этот день в Порт-о-Пренсе прогремела серия взрывов — оппозиционеры предприняли попытку поднять восстание, однако она захлебнулась. Разъярённый «Папа Док» развернул новую волну террора, под которую угодили даже люди из его ближайшего окружения.
В апреле 1970 года против «Папы Дока» восстали экипажи трёх кораблей ВМФ Гаити, открывшие огонь по президентскому дворцу. Подавить мятежников помогла авиация США, разбомбившая корабли повстанцев.
Ад на земле
Вашингтон продолжал держаться за «Папу Дока», однако дни его были сочтены. Диктатор умирал от диабета и проблем с сердцем. Лучшие врачи ничем не могли ему помочь. 21 апреля 1971 года Франсуа Дювалье скончался.
Смерть «Папы Дока» не стала избавлением от его диктатуры. Пост президента занял его 19-летний сын Жан-Клод Дювалье, известный как «Бэби Док». Его правление продлилось 15 лет, после чего он был свергнут в результате очередного государственного переворота. К тому времени Вашингтон решил, что более семейка Дювалье не может быть полезной США.
Без малого тридцать лет правления отца и сына Дювалье сделали Гаити одним из самых бедных и отсталых государств мира. Если соседняя Доминиканская Республика превратилась в туристический рай, то Гаити ассоциируется исключительно с «адом на земле».
Сегодня основные средства к существованию гаитяне получают благодаря денежным переводам соотечественников, уехавших на заработки в другие страны, а также благодаря финансовой помощи других государств.
Соединённые Штаты посылают в Гаити гуманитарную помощь, призывают к тому же другие страны, но стараются не вспоминать о том, как пестовали доброго доктора, «подлинного защитника свободы и демократии», доведшего несчастную страну до катастрофы.
«Сукин сын» сделал своё дело, сукин сын может уходить…