Но ни те, ни другие, ни третьи не могут дать точного и внятного ответа, кем же был этот легендарный богатырь. Человеком? Великаном? Или... драконом?
«Вэлэкий дядько»
Карпатские русины считают его своим предком. Правда, называют его несколько иначе - «Сватагорь». По преданию, он до сих пор находится на вершине самой высокой горы в Карпатах - следит, как идут дела в славянском мире. Если всё гладко, то богатырь отставляет в сторону оружие и продолжает спать. Если худо, начинает волноваться. Но поскольку его, согласно легенде, «матунька сыра-земля не носэмо», то с места двинуться он не может. Хотя и пытается. Тогда случаются землетрясения. Говорят также, что в конце времён он проснётся окончательно. И тогда должно произойти вот что. «Зийдут (сойдут) хмарэ (тучи) з самои вэсоки карпацки гори, и уси убачут (увидят) на ний вэлэкого чулувика у зэлизи (в железных латах) и на кони. И будут бачитэ (видеть) ёго уси, як коло сэбэ». Если рассмотреть аналогии в европейских эпосах и легендах, выйдет, что Святогор карпатских русинов сродни одновременно и великанам, и королю Артуру. Забавно, что ещё сравнительно недавно, в конце Первой мировой, в тех местах находили стариков, которые клялись: «Мы ще помнэм за вэлэкого нашого дядьку Сватагоря». Знаменитый собиратель славянских сказок и легенд Александр Афанасьев держался той же точки зрения: «Если бы мы не имели никаких иных данных, кроме русинского поэтического сказания о Святогоре, то одно это сказание служило бы неопровержимым доказательством, что и славяне наравне с другими родственными народами, например кельтами и германцами, знали и почитали горных великанов. В образе Святогора ясны черты глубочайшей древности. Ясно, что эпические сказания о Святогоре стоят в несомненном родстве с песнями и легендами скандинавов».
Дружелюбное «чудовище»
В архангелогородских мифах и легендах Святогор по какой-то странной причине оказывается нерусским. Про встречу его с Ильёй Муромцем рассказывают так: «Тут Илья ударил его палицей мощно. А Святогор едва поморщился, дескать, ох, больно русськи мухи кусаются!» Святогора архангелогородцы упрямо называют «чудовищем». Его не носит земля. Он вообще не может существовать вдали от родных «Святых гор». Так что неясно - человек он или древний великан.
Настоящий воин
Славянские корни Святогора отстаивает и непревзойдённый знаток дружинной культуры и Древней Руси в целом академик Борис Рыбаков. Правда, он считает богатыря слугой не земного правителя, а какого-то божества. То есть жрецом. Или даже князем. Дело в том, что слова «князь» и «жрец» во многих славянских языках звучат почти одинаково. У поляков князь будет «ksiaze», а жрец - «ksiadz». У чехов князь - «knez», а жрец - тоже «knez». Правители у славян нередко выполняли функции верховных священнослужителей, так что Святогор вполне попадает в эту категорию.
Если учесть, что захоронение богатыря находится в неких Болдиных Горах, по соседству с селом Святая Роща, где находится храм Ильи, поневоле задумаешься. Быть может, родина Святогора - вовсе не Карпаты, а более близкие к нам края? И он вполне может являться предком кого-то из ныне живущих людей?
В любом случае, пусть и усопший, Святогор продолжает хранить свой род. Когда-то он передал часть своей силы Илье Муромцу. В это можно не верить. Но как не поверить в то, что и силы, и вдохновение мы черпаем из родной истории?