В Минкомсвязи рассматривают вопрос о переносе Шуховской башни, что на Шаболовке. Этот шедевр архитектуры и один из символов Москвы начал разрушаться - из башни просто выпадают детали.
С 1939-о года через передатчики Шуховской башни начались регулярные ТВ-трансляции. И миллионы советских людей выучили адрес: Москва, Шаболовка, 37. Но ажурная телерадиобашня - далеко не единственное творение инженера Шухова в столице. Великий русский изобретатель (знаете ли вы, что Шухов строил первые отечественные нефтепроводы, речные танкеры и нефтехранилища, изобретал паровые котлы и новые способы подъёма нефти?) почти полвека проработал в Москве и оставил здесь десятки сооружений.
Легко и прочно
Способности к точным наукам у Володи Шухова стали проявляться ещё в гимназии. Однажды на уроке математики он доказал теорему Пифагора придуманным им самим способом. Учитель поставил двойку (за отступление от догмы!), но отметил оригинальность доказательства. В 1876 г. Шухов с отличием окончил Московское императорское техническое училище (ныне МГТУ им. Баумана), а с 1880 г. поступил на должность главного конструктора фирмы «Техническая контора инженера А. В. Бари». Когда в конце XIX в. в Москве было решено строить новый водопровод, Шухов с коллегами принял участие в конкурсе. В течение трёх лет они разрабатывали новую систему городского водоснабжения.
Одной из инженерных задач, которую он долго пытался решить, было создание конструкций, требующих минимума материала, затрат труда и времени. И решение было найдено - стальные сетчатые оболочки с ромбовидной несущей решёткой. Шухов первым догадался использовать их в архитектуре, изобрёл и запатентовал три вида таких оболочек. Полукруглая ажурная крыша ГУМа - одна из них. «Верхние торговые ряды» (прежнее название ГУМа) открылись в 1893 г. На возведение крыши ушло 800 тонн металла, но, глядя на арочные застеклённые перекрытия, в это трудно поверить - настолько лёгкими и воздушными они кажутся! Через несколько лет был открыт Петровский пассаж , где Шухов использовал тот же тип кровли.
«Что красиво смотрится, то прочно, - писал изобретатель. - Человеческий взгляд привык к пропорциям природы, а в природе выживает то, что прочно и целесообразно». Когда в начале ХХ в. началось строительство Музея изящных искусств (сейчас ГМИИ им. Пушкина) , Шухов вновь стал одним из авторов проекта. Задача стояла сложная: сконструировать крышу таким образом, чтобы экспозиция освещалась естественным солнечным светом, без применения электричества. Так появились уникальные трёхъярусные светопрозрачные перекрытия музея. Их даже считают одним из его экспонатов и специально приходят на них полюбоваться. А всемирно известный британский архитектор Норман Фостер, который предлагал проект новых зданий Пушкинского музея, настолько был восхищён изяществом нынешних конструкций, что назвал Владимира Шухова своим кумиром.
Среди других сооружений Шухова - здание Главпочтамта , которому он сделал стеклянное покрытие операционного зала. Бахметьевский гараж на улице Образцова он создавал вместе с архитектором К. Мельниковым, придумав перекрытия для столь необычного строения. Наконец, нельзя не вспомнить навес над платформой Киевского вокзала . Вокзал строили в сложное для страны время (с 1914 по 1918 г.), когда не хватало ни металла, ни рабочей силы. Шухов использовал технику монтажа, позволяющую обойтись минимальными затратами.
Расстрел... условно
В 1919 г. инженер получил от Совнаркома заказ на строительство радиобашни на Шаболовке. Изначально он планировал сделать её высотой 350 м, что на 45 м превысило бы высоту Эйфелевой башни. При этом благодаря сетчатой конструкции она должна была быть в три раза легче, чем творение француза. Однако советское правительство не могло позволить себе даже таких расходов: шла Гражданская война, нужного количества металла просто не было в наличии. Ленин подписал постановление, предусматривавшее строительство башни высотой 150 м.
А башня на Шаболовке долгое время оставалась самым высоким сооружением в России и удивительно прочным: как-то в неё врезался почтовый самолёт, но она выстояла. И подвигала к творчеству современников Шухова. Так, считается, что завораживающий образ уходящей в высоту конструкции из гиперболических секций вдохновил писателя Алексея Толстого. Итогом стало создание фантастического романа «Гиперболоид инженера Гарина».