…Ввиду уникально мягкого климата в советское время Абхазия наряду с Крымом считалась главным местом отдыха «больших людей». Летом сюда регулярно приезжали Сталин, Хрущёв и Брежнев, хотел обосноваться (но не успел) Горбачёв - о чём «АиФ» писал в №№ 50, 51. Иметь дачу в Абхазии стремились и представители советской богемы - писатели, певцы, актёры. В результате в 1970-1985 гг. в посёлке Агудзера (10 минут езды от Сухума) на пляже рядом с пансионатом «Литературной газеты» построили ряд дач для деятелей культуры: земельные участки получили поэт Евгений Евтушенко, скульптор Зураб Церетели, автор «Живых и мёртвых» Константин Симонов, писатель Фазиль Искандер… а также (что, правда, не удалось подтвердить официально) режиссёр Никита Михалков, поэтесса Белла Ахмадулина и певица Алла Пугачёва. Сразу после распада СССР Грузия объявила коттеджи советских звёзд собственностью нового независимого государства. Какова же была в дальнейшем судьба всех этих дач?
Страшная битва за унитаз
- В августе 1992-го сюда на грузовиках приехали грузинские боевики из «Мхедриони», - рассказывает Аванес Баграмян, врач местной поликлиники. - Начались повальные грабежи. Вынесли всю мебель из пансионата «Литературки», даже ручки у дверей отвинчивали, снимали люстры. Нашлись и те, кто паркет разбирал, - о, какие хозяйственные! Ну а затем приступили к дачам. Тут даже местные грузины соблазнились - подогнали машины и начали забивать их вещами. Сторож Дома-музея Симонова попытался остановить мародёров, но его избили. Было всеобщее безумие. Что мародёры не смогли унести, то сломали и подожгли - некоторые ещё и на пол нагадили.
Курортный посёлок теперь похож на площадку для съёмок постапокалиптического фильма. Обугленные руины «дворцов» звёзд советской культуры заросли травой, всюду лениво бродят коровы. Вокруг груды нечистот и мусора. Баграмян показывает дачу Евгения Евтушенко - точнее, то, что от неё осталось. «Скелет» двухэтажного здания, оплавленные кирпичи, фрагменты рухнувшей крыши. Когда-то поэт вложил в этот коттедж свои гонорары от зарубежных изданий. По слухам, директор Сухумского порта хотел купить его за сумасшедшие по временам СССР деньги - 100 тыс. (!) рублей, но Евтушенко не продал особняк. В итоге дачу разграбили подчистую. Дошло даже до крови: два мародёра подрались за немецкий унитаз, и один застрелил другого. Музей Симонова уничтожили со злости - боевики рассчитывали найти там сокровища, но внутри оказались лишь старая мебель, антикварные книги и грамоты. Книгам не повезло - их забрали на растопку: зимой 1992/1993 ударили морозы, и люди… сожгли в печах фолианты стоимостью 500 долларов каждый. Дачу Зураба Церетели грузины не тронули, зато после освобождения Сухума ей досталось от абхазов по полной программе: из зарослей крапивы торчат лишь обломки стен. Соседи показывают на обгоревшие руины в центре пляжа - эту дачу якобы подарил Алле Пугачёвой поклонник её таланта, директор колбасного завода. От дома по соседству (агудзерцы приписывают его Никите Михалкову) тоже остались рожки да ножки. Татьяна Гулиа, дочь советского писателя Дмитрия Гулиа, рассказывает, что их даче повезло ещё меньше: «Просто стёрли с лица земли, одно пепелище». Такое ощущение, что Грузии для того и требовалась независимость, чтобы срочно начать грабить и ломать. Через 22 года после распада Советского Союза 14 дач советской богемы на берегу и сам пансионат «Литературки» вряд ли подойдут для жилья даже бомжам. Хотя пара бывших владельцев пытаются вернуть себе эти развалины.
«Мародёров уже не поймаешь»
- Евгений Евтушенко приезжал сюда три года назад, - вспоминает Алексей Барциц, бывший сотрудник пансионата. - Поглядел на разгром, вздохнул… Говорит: «Посёлок стал - хоть фильм про битву за Сталинград снимай». А когда-то тут элита жила, участки только через ЦК КПСС давали. Компенсировать убытки власти отказались: наших мародёров уже не поймаешь, а Грузия порчу дачи признавать отказывается. Вроде как ему вернули землю, и Евтушенко думает, что с ней делать. Грузинские СМИ сообщали, что будто и Михалков встречался с тогдашним президентом Абхазии Багапшем в Сочи, обсуждали возвращение Дома творчества в Пицунде, но подтверждений этому нет.
Честно говоря, грустно. В 1991 г. Россия «подарила» новым независимым государствам имущества на десятки миллиардов долларов. Увы, как показало время, многие оказались неспособны им распорядиться. Самые ценные объекты бездействуют, постепенно ветшая, остальные же давно разграблены. Стоило ли отдавать кусок, который республики экс-СССР оказались не в состоянии проглотить? В очередную годовщину распада Союза, глядя на руины в Агудзере, вспоминается анекдот, хорошо иллюстрирующий отношения РФ с соседями. Два бывших аристократа посещают Мавзолей Ленина. «Граждане, отдайте последний долг и не задерживайтесь!» - «Слышал? Он у нас всё отнял, и мы ему ещё остались должны!»