Корреспондент АиФ.ru Виталий Колбасин встретился с организатором проекта Российского футбольного союза (РФС) «Мини-футбол в школу» Аркадием Акопяном, который рассказал, почему уроку футбола к признанию предстоит пройти тернистый путь.
Физруки обеими руками — за урок футбола
Виталий Колбасин, АиФ.ru: Аркадий Александрович, расскажите, пожалуйста, какой в России имеется опыт обучения детей футболу в рамках общешкольной программы?
Аркадий Акопян: Восемь лет назад урок футбола в школах вводили в трех районах Воронежской области. В Астраханской области предмет «футбол» школьники посещали по желанию один раз в месяц.
Впоследствии урок исключили из школьной программы, так как «такой предмет не вписывался в новые стандарты российского образования».
Опыт включения в школьную программу футбола имеет Украина, предмет был обязателен для посещения для мальчиков. Но на Украине новшество в государственном масштабе не прижилось.
С 1 сентября 2016 года обязательный урок футбола как для мальчиков, так и для девочек вводится во всех школах Ростовской области по инициативе губернатора. Для футбольного обучения используют третий урок физкультуры, который есть в расписании в донских школах с 2010 года. О намерении проводить уроки футбола в общеобразовательных учебных заведениях заявили и в Самарской области.
— Как оценили нововведение учителя физкультуры?
— Саму идею преподаватели физкультуры восприняли положительно.
В школах наметилась тенденция: подавляющее большинство учеников считают самыми лучшими уроками физкультуры те, на которых можно играть с мячом. На первом месте среди игровых видов спорта в Ростовской области стоит, безусловно, футбол. В пользу специализации урока на Дону существует еще одно обстоятельство. При проведении трех уроков физкультуры в неделю учителя зачастую сталкиваются с затруднением — неясно, как разнообразить обучение детей.
Есть и важный сопутствующий социальный фактор. Ростов-на-Дону является одним из 11 городов страны, где пройдут матчи чемпионата мира по футболу 2018 года. В связи с этим в регионе наблюдается подъем футбольного движения. Главная команда области ФК «Ростов» сенсационно идет на втором месте в чемпионате стране. Как искренне любят футбол жители Дона, показал товарищеский матч сборных России и Хорватии, состоявшийся в Ростове прошедшей осенью. Билеты на рядовую игру раскупили, как горячие пирожки, за один день. Количество желающих попасть на игру оказалось в несколько раз больше, чем вмещает стадион «Олимп-2».
Почему директор школы боится урока футбола?
— Какие проблемы могут возникнуть при обучении детей на уроке футбола?
— Ситуация одинакова для всей России. Во-первых, кадровая проблема. Далеко не все учителя физкультуры по своей специализации футболисты. А ведь надо научить азам футбола детей, в том числе младшеклассников.
Не секрет, что далеко не во всех образовательных учреждениях имеется полноценная база для проведения уроков физкультуры: где-то размеры зала не позволяют эффективно развивать игровые виды спорта, где-то отсутствует необходимое оборудование, где-то мечтают даже о простом уличном плоскостном сооружении (площадке).
Стоит учесть, что некоторые руководители образовательных учреждений очень неохотно разрешают в залах играть в футбол. По их мнению, от ударов мячом портятся стены и потолок, ломаются элементы оборудования спортсооружения. Поэтому нужно быть готовыми психологически к тому, что директор школы станет саботировать уроки футбола.
Чтобы полноценно заниматься футболом в школе, необходимо иметь как минимум 12–15 мячей для индивидуальных, парных или групповых упражнений. Приобретение инвентаря потребует материальных затрат, которые лягут на плечи образовательных учреждений.
Приходится констатировать, что для учителей практически отсутствует специализированная учебно-методическая литература. В интернете вы ее тоже не найдете.
Мои предложения — использовать те методические и практические наработки, которые созданы Ассоциацией мини-футбола России при реализации общероссийского проекта «Мини-футбол — в школу». Выпущен ряд учебных пособий, таких как «Мини-футбол в школе», «Мини-футбол — игра для всех» и других, в которых доступным языком, с фотографиями и иллюстрациями, описывается методика обучения игре.
— Допускаете ли мысль, что некоторым родителям, да и школьникам, не понравится тот факт, что заставляют играть в футбол?
— Естественно, далеко не все школьники готовы заниматься футболом. Некоторые отдают предпочтение единоборствам, другие — легкой атлетике, третьи — плаванию. Родитель может сказать: моя дочка занимается гимнастикой, зачем ей играть в футбол? А кто-то из учеников и вовсе освобождён от занятий физической культурой. Не исключаю, что с введением урока некоторые мамы принесут в школу справку-освобождение от футбола для своего ребенка.
Ученикам «со справкой» предложат викторины о футболе
— Какая должна быть мотивация у школьника, которая помогла бы ему с удовольствием посещать уроки футбола?
— В первую очередь, необходимо заручиться поддержкой учителей физкультуры. Это одни из самых сплоченных и дружных педагогических коллективов, причем не только на уровне одной школы, но и в муниципальных образованиях.
Безусловно, преподавателям нужно будет пройти кратковременные курсы повышения квалификации. Методическую помощь в их проведении окажут профильные министерства, федерации футбола на местах и футбольные общественники.
Необходимо пробудить интерес к футболу даже у тех детей, которые спортом № 1 его не считают. В каждой школе должны быть подборки художественных и документальных фильмов о футболе и ведущих советских и российских футболистах. Как вариант, разработать викторины по футбольной тематике, которые станут темой уроков для освобожденных от физкультуры школьников, продумать, как использовать футбольные мячи в эстафетах, подвижных играх, что очень важно для учащихся начальных классов. В общем, сделать так, чтобы интерес к футболу прививался с раннего школьного возраста вне зависимости от физических возможностей ребенка.
В рамках школьных мероприятий в Ростовской области предлагается проводить мастер-классы с участием ведущих футболистов региона, а поощрять учеников — бесплатным посещением матчей с участием команды ФК «Ростов».
Может и действительно, тогда осуществится мечта бывшего главы РФС Сергея Фурсенко о том, чтобы Россия стала чемпионом мира по футболу...
История вопроса
О введении обязательного урока футбола в школе заговорили в России на высоком уровне пять лет назад.
Первым идею озвучил в 2011 году тогдашний министр образования РФ Андрей Фурсенко. Для осуществления проекта он объединился со своим братом, возглавлявшим тогда Российский футбольный союз (РФС) Сергеем Фурсенко. Было подписано рамочное соглашение о взаимодействии Министерства образования и науки РФ с РФС. Это и послужило первым шагом к реализации задуманного.
Тему продолжил в 2012 году первый вице-президент РФС Никита Симонян. На семинаре ФИФА в Москве «Футбол в школе» он отметил, что России необходимо взять пример с Испании и сделать футбол обязательным предметом в учебных заведениях.
«Показателен пример Испании. Там в 1982 году на государственном уровне было принято решение о введении в общеобразовательную школьную программу урока футбола. Теперь сборная Испании — чемпионы Европы и мира».
Инициатива братьев-реформаторов Фурсенко на некоторое время затухла. Но с приближением чемпионата мира по футболу 2018 у идеи нашлись последователи и единомышленники.
2 сентября 2015 года на внеочередной отчётно-выборной конференции РФС о чрезвычайной важности развития детско-юношеского футбола в стране говорил Министр спорта РФ, вновь избранный президент РФС Виталий Мутко.
8 декабря 2015 года в Москве на заседании Госсовета Владимир Путин сказал о необходимости поддерживать у молодого поколения интерес к футболу, как к одному из видов полезного отдыха и досуга.
И уже 10 декабря 2015 года на открытии волонтёрского центра к ЧМ-2018 в Донском государственном техническом университете (Ростов) о введении обязательных занятий футболом в школьную программу сообщил губернатор Ростовской области Василий Голубев.