Жертва ЕГЭ
Выпускные сочинения, на протяжении десятилетий выступавшие для советских и российских школьников в качестве письменного экзамена по русскому языку и литературе, пали жертвой введения в России ЕГЭ.
Сторонники отмены сочинений в качестве основного довода в свою пользу указывали на чрезвычайную сложность этой формы аттестации для нового поколения россиян. В результате в школьной программе сочинения уступили место более простым видам письменных работ — изложению и диктанту.
На протяжении прошедшей пятилетки неизменно звучали голоса тех, кто считал отмену сочинений грубой ошибкой. Сторонники возвращения экзаменационного сочинения настаивали — такая форма аттестации стимулирует у школьников тягу к творчеству, к развитию литературных и ораторских способностей.
Президент сказал: «Надо!»
Историческое решение о возвращении экзаменационного сочинения в школьную программу было принято осенью 2013 года по итогам заседания Совета при президенте по культуре и искусству. Президент России Владимир Путин дал официальное поручение вернуть сочинение по русскому языку и литературе в программу школьных экзаменов.
Форма, в которой должно вернуться сочинение, прорабатывалась в Минобрнауки. Летом 2014 года было объявлено — сочинение будет введено в число выпускных экзаменов российских школьников начиная с 2014/15 учебного года. Датой проведения его был выбран декабрь.
В конце августа Минобрнауки огласило пять тематических направлений, по которым школьникам предстояло писать первое за пять лет выпускное сочинение.
Эти направления звучат так: «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей Лермонтова), «Вопросы, заданные человечеству войной», «Человек и природа в отечественной и мировой литературе», «Чем живы люди?» и «Спор поколений: вместе и врозь».
4 часа на 350 слов
3 декабря «час икс» наступил для 600 тысяч российских школьников. Конкретные темы сочинений по указанным направлениям сообщаются школьникам за 15 минут до начала экзамена. Собственные темы разработаны для каждого часового пояса, дабы уменьшить вероятность различных форм мошенничества.
На саму работу школьникам отводится 3 часа 55 минут. Минимальный объём работы — 250 слов, но желательно, чтобы работа содержала около 350 слов.
Сочинения будут оцениваться по пяти критериям: соответствие теме, аргументация и привлечение литературного материала, композиция, качество письменной речи и грамотность.
Два первых критерия из этого списка — соответствие теме и аргументация — являются обязательными. Помимо них, необходимо выполнить ещё как минимум один критерий.
По части грамотности школьникам сделана существенная поблажка — при написании работы они могут использовать орфографический словарь.
Лучшие сочинения получат бонусные баллы в вузах
Оцениваться сочинение будет по системе «зачёт»/«незачёт». Те, кто получит «незачёт», лишаются права на сдачу ЕГЭ.
Впрочем, у тех, кто не смог удачно написать сочинение с первого раза, будет ещё два шанса исправиться — 4 февраля и 6 мая 2015 года.
Дополнительным бонусом хорошего сочинения будет возможность представить его в вуз, куда выпускник школы захочет поступить. За успешную работу вуз сможет начислить абитуриенту до 10 дополнительных баллов. Однако критерии оценки каждый вуз вправе разрабатывать сам, на основе десяти рекомендуемых критериев, составленных в Минобрнауки.
Глава ведомства Дмитрий Ливанов подчеркнул – порядок написания выпускного сочинения будет меняться в соответствии с опытом его проведения. Министр отметил – нынешние «первопроходцы» пишут сочинение в «мягкой» форме, а изменения будут происходить на основе результатов предыдущего года.
Несомненно, что итоги первого за пять лет выпускного сочинения станут предметом широкого обсуждения. Пока же можно просто сказать – ну, с возвращением!