Всё словно в сказке — звенело и переливалось
Екатерина Ткаченко в отделе ЗАГС частый гость с самого детства — там работала её мама, которая часто брала с собой дочь.
«Какой восторг вызывали у меня такие дни! Шуршащие платья невест, статные женихи в костюмах, огромные букеты цветов, всё словно в сказке — звенело, переливалось. Играла музыка, смеялись люди, щёлкали вспышки фотоаппаратов. Я видела, как маме нравится эта работа, её глаза всегда светились, когда она туда шла», — вспоминает своё детство Екатерина, которая уже тогда поняла, что хочет быть, как мама. В ЗАГСе она служит уже два года.
Рабочая неделя — пятидневная, выходные — воскресенье и понедельник. Отдел ЗАГС открывается в 9 утра. Но в пятницу и субботу (по сложившейся традиции, именно в эти дни проходит большинство регистраций) все сотрудники отдела ЗАГС приходят намного раньше, чтобы парикмахер успел сделать им укладки и причёски.
«Мы всегда должны выглядеть красиво. Ведь регистрация — это праздник для людей, а мы для них работаем», — Екатерина улыбается и поправляет волосы.
Повседневная форма сотрудника ЗАГСа строгая — белый верх, тёмный низ. Екатерина принимает первое на сегодня заявление о регистрации брака. Молодых людей встречает улыбкой, разговаривает тихо. Говорит, как может, старается снять их волнение, ведь оно способно омрачить важный момент.
После окончания юридического факультета Екатерина работала помощником адвоката в Краевой коллегии адвокатов Краснодарского края, вела гражданские и семейные дела. Но как только появилась возможность, перешла в ЗАГС — ведь это была мечта детства.
«Если бы не было любви, мы бы многое не терпели»
Сама Екатерина замужем уже 4 года.
«Кстати, мои родители в браке уже 40 лет. Вот к чему мы будем стремиться с супругом. Работая в отделе ЗАГС, ты становишься ответственнее, терпимее. И начинаешь переоценивать отношение к некоторым непростым ситуациям. Ведь здесь перед тобой открывается огромная книга человеческих судеб. Когда ты видишь, как приходят расторгать брак пары, прожившие вместе много лет, чувствуешь их боль и разочарование. И не хочешь испытать подобное».
«Если бы не было любви, мы бы многое не терпели, правильно? Радуют те пары, которые всё-таки не приходят на регистрацию расторжения брака после подачи документов. Ведь на примирение даётся месяц, и зачастую это время помогает хорошенько всё взвесить и принять правильное решение».
Екатерина смотрит на часы и охает:
«Сейчас у меня регистрация! Надо переодеться!»
Несколько минут спустя она выходит из своего кабинета уже в нарядном изумрудном платье.
«Наше платье на регистрации должно выглядеть одновременно торжественно и строго», — поясняет она.
«Сегодня у нас 30 регистраций», — проводит пальцем по листу с таблицей Екатерина.
«И все читать вам?» — удивляюсь я.
«Нет, к счастью, меняемся, — вздыхает она. — Каждый сотрудник отдела ЗАГС ведёт государственную регистрацию брака. Работаем мы впятером. У всех свои обязанности, которые распределены в соответствии с должностным регламентом. У меня сегодня 10 пар».
«Плакать нам нельзя даже в самые трогательные моменты!»
Фоновая музыка в соседнем зале становится громче. Слышны голоса. Одна из сотрудниц ЗАГСа приглашает молодую пару с гостями в зал регистрации. Екатерина ещё раз поправляет причёску и готовится встречать гостей церемонии.
Жених и невеста расписываются в документах. Кажется, жених волнуется больше невесты. На его глазах — слёзы. Екатерина объявляет пару мужем и женой, вручает им кольца и свидетельство о заключении брака. Дальше — поздравления молодых, родителей и друзей.
«Да, бывают женихи более чувствительные, чем невесты, ну, вот как сегодня».
«А для вас что самое волнительное?»
«Самое волнительное и трепетное — когда поздравляешь родителей. Здесь порой мне приходиться сдерживать свои эмоции. Плакать нам нельзя, какие бы чувства нас ни захлестнули. Я до сих волнуюсь, хотя уже два года работаю. Перед каждой регистрацией!»
«А вы можете на глаз определить искренние чувства у пары? Может, женятся по расчёту?»
«Когда видишь радостные и счастливые лица новобрачных, трудно усомниться в искренности их чувств. Обидно, что дальше всё по-разному происходит».
На вопрос, почему люди до сих пор регистрируют браки, ведь общество уже не осуждает сожительство, Екатерина расплывается в смущённой улыбке:
«Я думаю, каждая девушка мечтает о свадебном платье, а молодой человек — о празднике для любимой». Признаёт — вообще-то девушкам свадьба нужна больше. Романтик в Екатерине исчезает, и снова просыпается юрист:
«Сожительство не приветствуется ни государством, ни православной церковью, и ни одна из сторон в такой форме проживания юридически не защищена».
Мы спускаемся вниз. Екатерина снова собирается на регистрацию.
«А можно мы здесь?» — говорит ей шёпотом жених.
«Вы не хотите торжественной части?»
«Да, хотелось бы без этого обойтись».
«Да, пожалуйста! Приглашайте будущую супругу!»
Фотограф перехватил сбежавшего жениха на лестнице
Мы остаёмся в кабинете. На очереди ещё несколько «неторжественных» регистраций.
«А забавные случаи происходят в стенах ЗАГСа? Женихи убегают?» — спрашиваю я, вспоминая сюжеты американских комедий.
Екатерина пожимает плечами и вопросительно смотрит на сотрудников.
«Да, было такое лет десять назад, — вспоминает музыкальный руководитель ЗАГСа Игорь Назаров. — Но не в нашем ЗАГСе. Когда регистратор спросил жениха, согласен ли он вступить в брак, тот сорвался с места и побежал к двери. На лестнице его перехватил фотограф. Жених объяснял, что якобы сильно захотел в туалет. В зале все, конечно, были в шоке. Я продолжал играть марш, чтобы как-то заполнить паузу. Жених вернулся, а будущая жена сказала ему со злостью: „После я тебя убью!“».
«А я вот помню случай, тоже не в этом ЗАГСе он был. Нас одолевала звонками женщина, бывшая супруга мужчины, который подал документы на регистрацию брака уже с другой девушкой. Она звонила, пыталась узнать дату регистрации. Но мы не имели права ей говорить. Как она узнала, неизвестно, но ждала молодожёнов у выхода с мешком какой-то гадости. Не знаю, что там было, но точно не лепестки роз, — смеётся сотрудник ЗАГСа Марина Будко. — В итоге выпускали мы молодожёнов через чёрный ход».
«Мне не довелось пока быть свидетелем подобных случаев. Запомнились только стилизованные свадьбы. Необычные костюмы, платья. Какая фантазия у молодожёнов, даже не представляете! Тут тебе и вампиры, и принцессы, и сказочные герои», — рассказывает Екатерина.
«А ваша свадьба какой была?»
«Традиционной. Это событие само по себе очень волнительное, оно и так запомнится».
Спешки быть не должно
Часто в стенах ЗАГСа толпится огромная очередь, и сотрудникам нужно каждого обслужить, и сделать это основательно и внимательно — случается, что перерывов на обед не бывает до самого вечера.
«В нашей работе не должно быть спешки. Мы даём человеку документ и говорим: «Проверьте всё внимательно, вы несёте ответственность за подписанный документ!». Но потом всё равно находим ошибки. Приходится переделывать. Это отнимает много времени, а люди не любят ждать. Но ещё раз повторюсь — мы работаем для людей, поэтому, когда такое происходит, мы всё переделываем и отдаём в назначенный срок», — рассказывает Екатерина.
На минувшей неделе пара просила назначить им регистрацию в декабре, но сейчас только сентябрь. Регистратор, по закону, может назначить дату лишь на месяц вперёд, но люди порой не хотят этого понимать. Скандалят, хамят — лишь бы получить желаемое. Сотрудники ЗАГСа говорят, главное в их профессии — стрессоустойчивость. И возможность оставить все проблемы — на работе: «Свою семью с такой работой ценишь особенно».
Читайте также: Когда в паспортном столе, ЗАГСе и налоговой нет очередей? >>