Тишину нарушают лишь всхлипы лески. Идеально голубое небо. И словно ладьи с шахматной доски на противоположном берегу величаво выкуривают белоснежный пар градирни - охладители Калининской АЭС. Вот такая неожиданная рыбалка.
Дохожу до самой дальней зоны. Последний спортсмен - в секторе Г-13 - будто совершает какой-то ритуал: забрасывает, через пару секунд вытягивает серебристую уклеечку, кидает в воду корм. Затем всё повторяется. Садок наполняется - помалу, но постоянно. Игорь Конарев, кандидат в мастера спорта и член команды Краснодарского края, в «несчастливую» чёртову дюжину явно не верит. Да и что там верить: в каждый из трёх дней соревнований происходит жеребьёвка и капитан команды вытягивает место для каждого своего спортсмена.
Статья по теме
Астраханской рыбалке конец?
«Моё место - с краю»
«Если спортсмену достаётся первый или последний сектор, это всё равно что он вытянул счастливый билет, - рассказывает Игорь Полетаев, судья 3-й категории (Волгоград), - ведь ему достаётся рыба, которая стоит не только в его зоне, но и во всей остальной акватории. И тут главное - не нервничать, а действовать грамотно и чётко. Хотя бывали случаи, когда человек, оказавшись в крайнем секторе, перевозбуждался, начинал путать снасти, рвать леску и показывал чуть ли не последний результат... А вот у рыболовов из внутренних секторов задача ещё сложнее: им надо не только задержать рыбу в своей зоне, но и переманить из соседних. У них вместо головы настоящий компьютер и заодно эхолот: какая рыба, какая вода, растительность, чем кормить, чем ловить... Но ловля - это только верхушка айсберга. Самое интересное - это закрытые совещания команд, где они вырабатывают стратегию и тактику: кто какую снасть использует, как прикармливает, чтобы не оставить соперникам ни одного шанса».
И правда, замечаю, что один рыболов использует только маховую удочку, второй только «катает» длиннющий 13-метровый штекер, третий то и дело стреляет прикормом из рогатки - мечты любого мальчишки - строго в одну точку и забрасывает матчевое удилище, а четвёртый держится строго болонской удочки, хоть ему вроде бы и не очень везёт...
Говорящие с рыбами
Судьи объявляют об окончании очередного дня и зовут спортсменов взвесить улов. Арбитры добродушны, хотя сами рассказывали о «психологическом прессинге», который рыболовы устраивают друг другу, но ничего похожего не видно. «Ну, это у нас перворазрядник, он немного наловил», - констатирует один из судей. «Точно, у него первый разряд, - задумчиво подтверждает второй, взвешивая в специальной плоской сумке серебристую уклейку, и добавляет: - По лыжам». «Быстрее взвешивайте, - шутливо наседает один из участников, - а то у меня вся вода стечёт».
Вода - лишний вес, значит, и улов тяжелее. Говорят, любители и камушки умудряются подкладывать. А бывает в водоёме волна, садок столько кидает о камни, что он протирается и рыба уплывает. Вот это для спортсмена настоящая трагедия. «Мы садки наших участников бережём, - говорит судья Олег Капорский, - проверяем, не запуталась ли в складках лишняя уклейка. А вообще это такие люди... Они с рыбами разговаривают, правда!»
В день финала выяснилось: у профи победила команда «Москва-2», а в личном зачёте Олег Манежкин из Смоленской области, он наловил 11 кг 480 г рыбы! Любители - здесь большинство было местных жителей - показали результаты, вполне достойные разрядников. Так, на крючок победителя Константина Горшкова всего за один день попалось 2,26 кг краснопёрки! Кстати, Константин работает здесь, на Калининской АЭС, в отделе радиационной безопасности. Про радиационный фон знает всё, подтверждает: лучше, чем в Москве.
Не фонит!
Озеро Удомля - водоём-охладитель четырёх блоков одной из лучших в России атомных станций. Но тут все знают: уровень радиации в озере не выше, чем в любом естественном водоёме. Эта вода движется по закрытому контуру, никак с активной зоной реактора не контактирует. А вот её температура - 25°С - помогает выращивать в местном рыбохозяйстве прекрасных карпов - и обычных, и зеркальных, и японских декоративных, напоминающих гигантских золотых рыбок, а также осетров и форель. В более тёплой воде это удаётся сделать быстрее, чем в естественных условиях, ведь у рыбы «нет зимы». Зато толстолобика и амура в этом рыбном хозяйстве подращивают и тоннами запускают обратно в озеро. Они поедают те самые водоросли, которые облюбовали решётки водозаборных сооружений АЭС. Сама природа работает на уникальное чудо человеческой мысли.
Кстати, замеряли не только мы, но и журналисты из Турции, Индии и Бангладеш - радиационный фон рыб не превышал 0,12 микрозиверта в час. А доктор наук, чешский эколог Алоиз Павличко, который тоже приехал на чемпионат, но не полюбоваться на улов, а изучить местную флору и фауну (у себя на родине он постоянно мониторит состояние экологии вокруг АЭС «Темелин»), немедленно показал нам крохотную улитку, пояснив, что такие живут только в очень чистой воде. Оказывается, бабочки, улитки, речные ракушки, кувшинки, - все они накапливают тяжёлые металлы и служат индикатором чистоты окружающей среды.
«Конечно, в Удомле и тем более на станции отношение к экологической безопасности особое, - рассказывает генеральный директор Калининской АЭС Михаил Канышев, - в нашей тридцатикилометровой санитарно-защитной зоне установлено более 30 датчиков, которые автоматически мониторят радиационную обстановку и передают это всё на сервер. Посмотреть, какой здесь фон, можно онлайн, на специализированном сайте, куда может зайти любой человек из любой страны мира. На проходной станции у нас висит электронное табло. На нём время, день недели и мощность излучения. Такое же табло установлено в городе на центральной площади - каждый горожанин всегда в курсе».
...В день окончания чемпионата на главной площади за радиационным фоном мало кто наблюдал. Ведь из улова спортсменов лучшие повара города, ободряемые известным шефом Константином Ивлевым и Еленой Хангой, наварили десятки литров вкуснейшей ухи, которую ели все. Даже те, кто утверждал, что терпеть не может рыбу.