Все началось с Петра
История обучения юношей одновременно общим знаниям и основам военных наук началась с Петра Первого, создавшего бомбардирскую (артиллерийскую) школу при Преображенском полку. В нее на обучение принимались юноши, которые с младых лет намеревались посвятить себя военному делу. Одновременно с чтением и счетом отроки осваивали и азы артиллерийского дела.
Идея подобного обучения получила развитие в кадетских корпусах, в одном из которых – шляхетском кадетском корпусе – постигал науки без отрыва от солдатской службы в Семеновском полку и сам Александр Васильевич Суворов.
Кадетские корпуса в царской России были призваны решать две задачи – оказание помощи в воспитании детей семьям воинов или гражданских лиц, погибших, потерявших здоровье или отличившихся при защите Отечества или на службе ему; обеспечение должного образования и воспитания юношам, предназначенным к воинской службе в офицерском звании.
Русские кадеты просуществовали до 1917 года и ушли в прошлое вместе с революцией.
К дореволюционному опыту решено было вернуться в разгар Великой Отечественной войны, когда громыхали последние залпы переломной Курской битвы.
Государство задумалось о будущем – об устройстве судеб детей солдат и офицеров, павших смертью храбрых на полях сражений Великой Отечественной, а также о воспитании нового поколения кадровых военных, которым предстояло стоять на страже рубежей Родины в ближайшие десятилетия.
Что мы знаем о Великой Отечественной? Известные и малоизвестные факты >>
Училища создали за два месяца
Кстати говоря, кое-какой опыт на сей счет в Советском Союзе уже существовал. В 1937-1940 годах в системе Наркомпроса были созданы артиллерийские спецшколы, спецшколы ВМФ и и ВМС. Их задачей была подготовка юношей, выбравших воинскую стезю, к поступлению в военные училища. Подобные спецшколы в СССР просуществовали до 1955 года.
21 августа 1943 года ЦК ВКП(б) и СНК СССР в Постановлении №901 «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» предписали НКО сформировать 9 суворовских военных училищ (СВУ) «типа старых кадетских корпусов». «Старорежимное» слово «кадеты» заменили на «суворовцы» - сам русский полководец к тому времени уже был признан Советской властью «правильным героем», и в честь него был даже учрежден орден Суворова.
Срок для организации училищ был дан предельно жесткий, но типичный для того времени – два месяца с 1 октября по 1 декабря 1943 года. К началу зимы первый набор суворовцев должен был приступить к занятиям.
За отведенное время предстояло не только найти помещения для училищ и собрать преподавательский состав, но и разработать все документы и учебные планы, а также придумать и пошить форму для новоиспеченных суворовцев.
Возвращение за парты
Девять училищ в первый год должны были набрать по 500 воспитанников, которым в течение семи лет предстояло постигать науки в условиях закрытого пансиона.
Предполагалось, что на обучение в суворовские училища будут принимать с 10 лет, однако в самый первый набор брали сразу четыре возраста – мальчиков с 10 до 13 лет. Одновременно при училищах появились приготовительные классы для младших ребят в возрасте от 8 до 10 лет.
В 1943 году были открыты девять суворовских училищ – Краснодарское (в городе Майкопе), Новочеркасское, Сталинградское (в городе Астрахани), Воронежское, Харьковское (в городе Чугуеве), Курское, Орловское (в городе Ельце), Калининское и Ставропольское. Одновременно появились два суворовских училища для детей пограничников - Ташкентское и Кутаисское, а для детей моряков были основаны Тбилисское, Рижское и Ленинградское нахимовские военно-морские училища. Таким образом, наследники появились не только у царских кадетов, но и у гардемаринов.
Трудности у суворовцев первого набора были серьезные – приходилось не только все начинать с нуля в плане быта, но и вспоминать азы школьной программы. Многие старшие ребята за годы войны пропустили то, что должны были освоить за школьной партой, и теперь надо было наверстывать упущенное.
Воспитанники с поля боя
В первые наборы суворовских училищ попадали не просто мальчишки, потерявшие родителей, но и «сыновья полка», сами успевшие повоевать с гитлеровцами.
Первым воспитанником Харьковского суворовского училища стал Костя Кравчук, награжденный орденом Боевого Красного Знамени за спасение двух боевых знамен частей Красной Армии. 12-летний партизан Сережа Николаев ко времени зачисления в списки суворовцев имел на своем счету взорванную вражескую машину и 25 убитых гитлеровцев. В Калининское суворовское училище поступил Володя Хивзер, награжденный за 13 выходов на разведку в тыл противника.
Когда в 1944 году, согласно постановлению правительства, было открыто еще шесть суворовских училищ: Горьковское, Казанское, Куйбышевское, Саратовское, Тамбовское и Тульское, в них тоже поступали ребята, несмотря на свой юный возраст успевшие отличиться на фронтах Великой Отечественной.
В набор 1945 года Курского суворовского училища был принят сын полка 70-й стрелковой дивизии Иван Сергиенко. В училище он приехал с рекомендательным письмом от маршала Жукова. Впрочем, это было излишним – на груди у Вани сияли орден Славы III степени за действия в составе разведгруппы при форсировании Буга, орден Красной Звезды за бой на Зееловских высотах, медали "За освобождение Варшавы", "За взятие Берлина", "За победу над Германией".
Ваня Сергиенко на фронте повстречался с писателем Валентином Катаевым. Их беседа и история Вани легла в основу знаменитой повести «Сын полка». Сам Иван Петрович Сергиенко, успешно закончив суворовское училище, сделал военную карьеру, завершив службу в звании полковника.
Космонавтов и генералов обидел Сердюков
Высокий престиж обучения в суворовских училищах сохранялся и в послевоенные годы. Из рядов суворовцев вышло немало прославленных военных, летчиков, космонавтов, политических деятелей. Среди них дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Владимир Джанибеков, на счету которого пять космических полетов, генерал-полковник Борис Громов, бывший командующий воевавшей в Афганистане 40-й армией и экс-губернатор Московской области, известный писатель, олимпийский чемпион по тяжелой атлетике Юрий Власов, и многие-многие другие.
В послевоенные году суворовские училища пережили немало слияний и реорганизаций. Так, вместо семилетнего вводилось трехлетнее, а потом и двухлетнее обучение, часть училищ переводились в статус школ-интернатов.
У суворовцев собственная гордость
В настоящее время в России продолжают работать девять суворовских училищ, два из которых находятся в Москве – это Московское суворовское военное училище и уникальное Московское военно-музыкальное училище, где готовят юных виртуозов военной музыки. Кроме того, в России действуют Екатеринбургское, Казанское, Санкт-Петербургское, Северо-Кавказское, Тверское, Ульяновское и Уссурийское суворовские военные училища. Еще два училища продолжают работать за пределами России – это основанное в 1953 году и отмечающее свое 60-летие Минское суворовское училище, а также Киевское суворовское училище, ныне носящее название Киевский военный лицей имени Ивана Богуна.
Кроме того, в системе МВД России ныне существует шесть суворовских училищ – Новочеркасское, Санкт-Петербургское, Грозненское, Астраханское, Елабужское и Читинское. Все они были основаны уже период новой России.
Любопытный факт – среди дореволюционных кадетов тоже были свои «суворовцы». Такое прозвище носили воспитанники Суворовского кадетского корпуса в Варшаве. Объединение выпускников Суворовского кадетского корпуса просуществовало в эмиграции до 1970-х годов, выпуская свой журнал под названием «Суворовцы».
В постсоветский период в России было открыто немало военных училищ для юношей, однако их, возвращаясь к традициям царского периода, стали называть «кадетскими корпусами». Но у настоящих суворовцев своя гордость, недаром поговорка воспитанников этих училищ гласит: «Каждый суворовец может назваться кадетом, но ни один кадет назваться суворовцем не может».