Примерное время чтения: 10 минут
42040

Торг уместен. Как Россия меняла чужих шпионов на своих разведчиков

Сюжет Всемирная история с Андреем Сидорчиком
Председатель КГБ при Совете министров СССР Владимир Семичастный (1-й слева) принимает советских разведчиков Рудольфа Абеля (2-й слева) и Конана Молодого (2-й справа).
Председатель КГБ при Совете министров СССР Владимир Семичастный (1-й слева) принимает советских разведчиков Рудольфа Абеля (2-й слева) и Конана Молодого (2-й справа). РИА Новости

Традиция обмена военнопленными имеет глубокие исторические корни. В XX веке, когда открытому вооруженному противостоянию все чаще стороны предпочитали тайные операции, традицией стал и обмен «провалившимися» разведчиками. Эта традиция, несколько подзабытая во времена перестройки и распада Советского Союза, была успешно возрождена Владимиром Путиным и Бараком Обамой. АиФ.ru вспоминает самые известные истории обмена «наших» на «ненаших».

1962 год. Абель на Пауэрса

10 февраля 1962 года состоялся первый из громких обменов разведчиками между СССР и США.

Соединенные Штаты передавали СССР советского разведчика Рудольфа Абеля, с 1948 года успешно руководившего разведывательной сетью на территории США. Он был арестован ФБР в 1957 году, после того, как его выдал радист советской нелегальной разведке по кличке «Вик».

Абель упорно отрицал принадлежность к разведке, не пошел на сотрудничество с американскими спецслужбами, и был приговорен к 32 годам тюрьмы.

Советский Союз, в свою очередь, передавал американской стороне пилота американского пилота разведывательного самолёта U-2 Фрэнсиса Пауэрса, сбитого 1 мая 1960 года в районе Свердловска и осуждённого советским судом на 10 лет заключения за шпионаж.

Обмен состоялся на Глиникском мосту. Это мост через реку Хафель, соединяющий Берлин и Потсдам, впоследствии регулярно использовался для подобных обменов, из-за чего получил второе название – «Мост шпионов».

Строго говоря, американцы не знали, кого именно меняют. На самом деле советского разведчика звали Вильям Фишер. После ареста, дабы подать сигнал в Советский Союз, и при этом дать понять, что он не предатель, Фишер назвался именем своего коллеги – также сотрудника советской разведки Рудольфа Абеля. Настоящий Абель умер еще в 1955 году.

После обмена Фишер так и остался для широкого круга Абелем. Его подлинное имя стало известно общественности лишь в конце 1980-х годов.

1964 год. Молодый на Вилна

22 апреля 1964 года на том же Глиникском мосту Советский Союз обменял британского разведчика Гревилла Вилна на Конона Молодого, резидента советской разведки в Великобритании.

Конон Молодый – один из самых успешных кадровых разведчиков СССР. Легализовавшись в Канаде в 1954 году под именем Гордона Лонсдейла, год спустя он перебрался в Великобританию, где собирал сведения о британских и американских военно-воздушных и военно-морских базах и об английских разработках в области эксплуатации ядерных реакторов на подводных лодках и создания бактериологического оружия.

Молодый – Лонсдейл был общительным человеком, отлично сходился с людьми, вращался в высшем свете. Разведчик открыл свою фирму, причем бизнес шел настолько успешно, что Молодый, не отвлекаясь от основной работы, стал миллионером.

Нелегалу удалось завербовать шифровальщика ВМФ Великобритании Гарри Хоутона, который поставлял Молодому секреты, позволившие СССР сэкономить миллиарды долларов на разработке новых видов вооружений. Причем Хоутон даже не знал, что продает секреты советской разведке, полагая, что имеет дело с американцем – шпионаж США за своими союзниками уже тогда воспринимался как обычное дело.

Лонсдейл был арестован после того, как на Запад перебежал польский разведчик, знавший о завербованном Хоутоне. Самое интересное, что незадолго до ареста в 1961 году Молодый-Лонсдейл получил из рук королевы рыцарский титул «за большие успехи в развитии предпринимательской деятельности на благо Соединённого Королевства».

Британец Гревилл Вилн был на связи с одним из самых успешных «кротов» в ГРУ – полковником ГРУ Олегом Пеньковским, в течение нескольких лет передававшим на Запад сверхсекретную информацию. Вилна арестовали в Будапеште спазу после ареста самого Пеньковского. Британец все отрицал, однако показаниями Пеньковского он был полностью изобличен. В итоге сам «крот» Пеньковский был расстрелян, а Вилн получил 8 лет тюрьмы, и через 11 месяцев был обменян на Молодого.

1976 год. Корвалан на Буковского

В декабре 1976 года произошел обмен, не имеющий прямого отношения к разведке. В нейтральной Швейцарии Советский Союз выменял на диссидента Владимира Буковского лидера Коммунистической партии Чили Луиса Корвалана.

Корвалан оказался в тюрьме в 1973 году, после военного переворота, в ходе которого был свергнут и убит законный президент Чили социалист Сальвадор Альенде, а к власти пришла фашистская хунта генерала Аугусто Пиночета.

Владимир Буковский в 1972 году был осужден в СССР на 7 лет по статье 70.1 УК РСФСР – «антисоветская агитация и пропаганда». Если исходить из советского законодательства, Буковский был осужден совершенно заслуженно. Сам признается, что стал антикоммунистом в 14 лет, услышав доклад Никиты Хрущева о преступлениях сталинизма.

С этого самого момента он активно влился в движение диссидентом, и немало досаждал своей деятельностью правоохранительным органам. Впрочем, сам факт обмена его на Корвалана это подтверждает.

В СССР Корвалана принимал лично Леонид Брежнев, в Буковского в США – президент Джимми Картер.

И Корвалан, и Буковский от идеалов не отступили – чилийский коммунист до последних дней жизни выступал в поддержку левых сил у себя в стране, куда вернулся нелегально в 1983 году, а советский диссидент по прежнему мечтает о смене режима, подписывая воззвание «Путин должен уйти».

1986 год. Супруги Кехер на Щаранского

11 февраля 1986 года СССР и США вновь понадобился Глиникский мост. Несмотря на то, что в Советском Союзе уже началась перестройка, старые традиции были все еще в силе.

Соединенные Штаты передавали СССР супругов Карела и Хану Кехер. Карл и его жена  были кадровыми агентами разведки ЧССР, которые еще в 1965 году были отправлены в США с задачей сбора информации политического значения и проникновения в структуры ЦРУ.

Карел Кехер с задачей справился блестяще. В США он окончил Колумбийский университет, в 1970 году защитил диссертацию, став доктором философии. Интересно, что научным руководителем разведчика были никто иной, как знаменитый политолог-антикоммунист Збигнев Бжезинский. Одновременно Кехер работал консультантом на радио «Свободная Европа», и привлек к себе внимание ЦРУ.

С 1972 года Карел Кехер стал работать консультантом в отделе Советского Союза и стран Восточной Европы Оперативного директората ЦРУ. В течение 12 лет он передавал в Чехословакию и Советский Союз ценнейшие сведения о деятельности ЦРУ.

Сам Кехер ошибок так и не допустил – его выдал «крот» в советской разведке. Сам Кехер был убежден, что этим «кротом» был один из самых известных «разоблачителей КГБ» полковник Олег Калугин. В декабре 1984 года Кехер  вместе с женой были арестованы ФБР, и до обмена провели в американской тюрьме 11 месяцев.

Советский Союз вернул чехословацких разведчиков, отдав за них диссидента Анатолия Щаранского.  Щаранский в середине 1970-х был одним из организаторов правозащитной «Хельсинской группы», а также входил в число еврейских активистов, требовавших свободного выезда в Израиль.

Щаранский проводил в Москве встречи с иностранными журналистами, которыми передавал информацию о нарушениях прав человека в СССР.

Советские власти деятельность диссидента оценили по достоинству – в марте 1977 года он  был арестован по обвинению в измене родине и антисоветской агитации. В вину ему ставилось сотрудничество с ЦРУ, передача за рубеж сведений, содержащих государственную тайну, а также материалов, сознательно искажающих действительную картину жизни в Советском Союзе.

Щаранский обвинения отрицал, а на процессе защищал себя сам. В итоге он был приговорен к 13 годам лишения свободы, и освобождение ему принес только арест супругов Кехер в США.

Строго говоря, в обмене участвовали не только Щаранский и супруги Кехер – американцам достались еще два гражданина ФРГ и чехословацкий диссидент, а СССР – советский, польский и восточногерманский разведчики, однако их меняли, что называется, заодно.

Щаранский, перебравшись в Израиль, сделал блестящую политическую карьеру – основал партию выходцев из СССР, стал депутатом израильского парламента, а также занимал посты министров внутренних дел, строительства, промышленности и торговли.

2010 год. Десять к четырем

«Новое – это хорошо забытое старое», — подумали представители российских и американских спецслужб в июне 2010 года, когда стало известно об аресте в США сети сразу из 10 российских разведчиков нелегалов.

Причиной провала стало бегство на Запад полковника СВР Александра Потеева, который и «сдал» нелегалов своим новым хозяевам.  В июне 2011 года Московский окружной военный суд заочно приговорил Потеева к 25 годам лишения свободы в колонии строгого режима, лишил воинского звания «полковник» и государственных наград, что вряд ли огорчило изменника, нежащегося под теплым солнцем где-то на пляжах Майами-бич.

В числе выданных Потеевым разведчиков оказались довольно разные персонажи — с одной стороны, пресловутая Анна Чапман, ныне ведущая всевозможных передач на отечественном ТВ, а с другой — Герой Советского Союза, генерал-майор СВР Михаил Васенков, имевший стаж нелегальной работы свыше 30 лет.

Был еще и одиннадцатый нелегал — задержанный на Кипре Кристофер Метсос, который, предположительно, являлся связным агентурной сети в США. 55-летний мужчина был арестован властями Кипра по ордеру Интерпола.

Выяснилось, что реальный человек с такими паспортными данными умер еще в детстве, и кем на самом деле является «Кристофер Метсос», неизвестно. Американцы жаждали заполучить «Метсоса» в качестве еще одного трофея, но он был выпущен под залог, и исчез, показав, что является профессионалом экстра-класса.

Обмен был организован молниеносно – уже 9 июля 2010 года Владимир и Лидия Гурьевы (в США — Ричард и Синтия Мэрфи), Михаил Куцик и Наталия Переверзева (Майкл Зоттоли и Патриша Миллс), Андрей Безруков и Елена Вавилова (Дональд Хитфилд и Трейси Фоли, Михаил Васенков (Хуан Лазаро), Вики Пелаес, Анна Чапман и Михаил Семенко были доставлены в аэропорт Вены, где их обменяли на осужденных в России за шпионаж  Александра Запорожского, Геннадия Василенко, Игоря Сутягина и Сергея Скрипаля.

Это обмен наиболее болезненно ударил по бывшему сотруднику Института США и Канады Игорю Сутягину, который настаивал, что стал жертвой сфабрикованного российскими спецслужбами дела. Большинство наблюдателей посчитало участие Сутягина в данном обмене фактически подтверждением его вины.

При  этом Госдепартмент США избрал удобную формулировку: поскольку условием обмена было признание российскими разведчиками своей вины, американские дипломаты называли их «помилованными», одновременно не признавая, что четверо получаемых от России граждан осуждены справедливо.

Оцените материал
Оставить комментарий (5)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах