Один из самых известных блогеров России Рустем Адагамов, известный в Интернете под ником drugoi, заявил о своём отъезде из страны.
Отъезд или бегство?
«Я, в общем, переехал в Прагу, снял здесь квартиру, буду обживаться. Надо купить мебель, попозже – машину. Радует, что всё близко, рукой подать, хочу поездить, порассказывать о Европе. Если есть что-то интересное, какие-то праздники, производства, ремёсла, уникальные люди – пишите, я приеду, покажу в блоге. Я из одной Севильи, спасибо Лене и Луису, выдал четыре отличных репортажа. Хочу заниматься фотожурналистикой, писать в блог», – написал Адагамов на своей странице в «Фейсбуке».
Возможно, переезд известного интернет-деятеля в Чехию не вызвал бы такого резонанса, если бы не довольно неприятная история, в которую Адагамов был втянут в конце 2012 года.
Бывшая супруга блогера Татьяна Дельсаль, с которой Адагамов в браке прожил около 20 лет, написала в своём интернет-дневнике, что около 15 лет назад drugoi, проживавший в то время в Норвегии, имел интимную связь с 12-летней девочкой.
«Тема страшная. Мерзкая. И трудная в судебном решении. Но ответ здесь: Адагамов преступник. Против несовершеннолетних детей. Статья УГ 132, пункт 3, Бога нет, иначе таких давно разорвало бы на куски. Беру полную ответственность по поводу заявленного на себя и готова подтверждать её под присягой в суде», – написала Дельсаль.
В интернет-сообществе заявление экс-жены Адагамова, постоянно проживающей в Норвегии, произвело эффект разорвавшейся бомбы.
Адагамов из-за своей деятельности имел довольно противоречивую репутацию, однако даже недруги блогера никогда не выдвигали против него столь серьёзных обвинений.
Drugoi, определённо не ожидавший от бывшей жены подобного предновогоднего «подарка», поспешил опровергнуть обвинения, однако отметил, что не может подавать в суд на близкого человека. Нежелание Адагамова обращаться в суд подтвердил в середине января его адвокат Антон Жаров.
В конце января 2013 года в российских СМИ появилась информация о том, что предполагаемая жертва Адагамова уже пообщалась с норвежскими следователями и передала им доказательства вины блогера. Впрочем, глава полицейского участка норвежского города Лиллесанн Хьетиль Нигорд опроверг информацию о каком-либо расследовании по факту изнасилования, связанного с Адагамовым.
Несмотря на это, ещё в начале января 2013 года Следственный комитет России начала доследственную проверку заявления Дельсаль, которое она подтвердила газете «Известия» и телеканалу Russia Today.
От Медведева до Саакашвили
Мнения по данной ситуации в интернет-сообществе разошлись кардинально. Противники Адагамова уверены, что блогер, активно поддерживающий оппозиционное движение, на самом деле «грязный развратник». Комиссар движения «Наши» Кристина Потупчик назвала Адагамова «практикующим семейным педофилом».
Сторонники «другого», в свою очередь, не сомневаются, что он пострадал за свою оппозиционную деятельность. В частности, в октябре 2012 года он был избран в так называемый «Координационный Совет оппозиции» при поддержке блока «Гражданская платформа» телеведущей Ксении Собчак. Блогер активно выступал против так называемого «антимагнитского закона», запрещающего усыновление российских детей-сирот в США.
Адагамов, заведший «Живой Журнал» ещё в 2002 году, на пик популярности вышел в 2008-м, став признанным лидером по количеству подписчиков. В 2009 году drugoi фактически оказался в составе кремлёвского пула журналистов, освещавшего поездки президента РФ Дмитрия Медведева.
При этом к деятельности блогера Адагамова возникали вопросы не только в связи с оппозиционной деятельностью. В частности, много критики в его адрес появилось тогда, когда Адагамов был приглашён для освещения восстановительных работ после катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС. Оппоненты отмечали, что Адагамов, сначала распространявший страшные и непроверенные слухи о последствиях ЧП, затем принялся публиковать «прилизанные» фото о ходе восстановления.
Ещё больший резонанс имели восторженные репортажи «другого» из Грузии, где он активно расхваливал успехи Михаила Саакашвили. Не обошёл Адагамов восторгами и «образцовый порядок» в Гландской тюрьме, где, как выяснилось буквально через пару месяцев, в это самое время заключённых подвергали пыткам и систематическим изнасилованиям.
Не избежал Адагамов и обвинений в «заказных» публикациях, которые, впрочем, периодически выдвигаются в отношении всех популярных блогеров.
Однако все прежние истории, несомненно, померкли на фоне обвинений в педофилии.
Разумеется, и отъезд Адагамова трактуется двояко. Противники уверены – drugoi предпочёл «пуститься в бега», понимая неизбежность уголовной ответственности за изнасилование несовершеннолетней.
Сторонники убеждены – Рустем Адагамов не захотел стать очередным политзаключённым, оказавшимся за решёткой по сфабрикованному делу.
Сам Адагамов написал в Твиттере: «Мой отъезд в Прагу вообще никак не связан с этой безумной историей. Я хочу заниматься фотожурналистикой в Европе, есть предложения для блога».
Как бы то ни было, деятельность в Интернете drugoi прекращать не собирается. А в какую сторону поползёт кривая его популярности после переезда в Прагу, время покажет.