Примерное время чтения: 9 минут
13356

Утраченные ценности: объекты культуры, которые до сих пор не вернулись в Россию

Категория:  Другое

Согласно российскому законодательству, все незаконно вывезенные из РФ ценности должны быть возвращены. Россия взаимодействует со многими странами в вопросах восстановления культурного наследия и передачи ценностей, однако некоторые из этих вопросов стали камнем преткновения в международных отношениях.

В то же время ценности других государств тайно хранились в нашей стране.

Объекты культуры, вывезенные из России

Многие культурные ценности были похищены и вывезены из СССР в годы Великой Отечественной войны немецкими войсками и их союзниками. В результате множество произведений искусства оказались на территории Германии. СССР во время войны эвакуировали, в первую очередь, драгоценности и предметы, входящие в «золотой фонд». Иконы же и работы многих художников были оставлены оккупантам.

Немцы вывозили имущество музеев на сборные пункты Оперативного штаба Розенберга в Псков и Киев, затем их отправляли из Пскова в Ригу, а из Киева в Краков. Оттуда ценности уже перевозились в Германию. Часть награбленных ценностей удалось вернуть после окончания войны, однако многие работы пропали бесследно. В частности, из Павловского парка пропали статуи «Лето», «Венера», «Актеон», «Амур», а также бронзовые бюсты. Из Третьяковской галереи были похищены картина Шишкина «Сосны над обрывом» и несколько картин Верещагина. Были также похищены картины с передвижной выставки Русского музея «Основные этапы развития русской живописи» (из 183 экспонатов этой выставки вернулись только 60).

Всего в годы ВОВ пострадали 155 музеев, среди которых Эрмитаж, Пушкинский музей, Третьяковская галерея, Русский музей, Исторический музей, дворцы в Царском Селе, Петергофе, Павловске, Гатчине и Алупке.

Существует «Сводный каталог культурных ценностей Российской Федерации, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны», где перечислены утраченные произведения искусства. В целом каталог состоит из 18 томов в 50 книгах и включает около 1 135 900 единиц хранения.

Периодически некоторые произведения искусства, похищенные из русских дворцов и музеев, появляются на аукционах или обнаруживаются в частных коллекциях, и тогда прилагаются усилия по их возвращению.

Отдельным пунктом в этом списке стоит Янтарная комната, кабинет из цельных янтарных панелей, который располагался в Екатерининском дворце в Царском селе. Янтарную комнату прусский король Фридрих Вильгельм I подарил Петру I, однако она была установлена не при жизни Петра, а во время правления его дочери Елизаветы. В годы Великой Отечественной войны немцы вывезли янтарные панели, какое-то время они находились в Кенингсберге, однако после 1945 года их увезли. Долгое время считалось, что комната утрачена навсегда.

Восстановленная Янтарная комната. Фото с сайта wikipedia.org

В 1980-е годы начались работы по восстановлению Янтарной комнаты, в 2003 году к 300-летию Санкт-Петербурга они были завершены. В то же время оказалось, что Янтарная комната не была полностью утеряна — в 1997 году мозаика из Янтарной комнаты была конфискована у одного немецкого нотариуса. Через некоторое время мозаика была передана музею-заповеднику «Царское Село». Также был передан комод. Остальные панели Янтарной комнаты до сих пор не найдены.

Ценности других стран, оказавшиеся в России

Балдинская коллекция графики

После окончания ВОВ СССР вывозил из побежденной Германии культурные ценности в качестве военных трофеев и компенсации за причиненный стране ущерб. Эти ценности Россия до сих пор признает своей собственностью.

Так в России оказалась знаменитая Балдинская коллекция графики, которая включает в себя два живописных и 362 графических произведения, в том числе рисунки Рембрандта, Рубенса, Мане, Дега, Ван Гога, Тициана и Дюрера.

До войны эти работы хранились в галерее «Кунстхалле» в Бремене. Потом они были эвакуированы в замок Карнцов, где их нашли советские солдаты. Рисунки пошли по рукам, собрать и спасти часть из них удалось капитану Виктору Балдину. Он выменял и выкупил работы у сослуживцев, а потом привез в СССР. Когда Балдин стал директором Музея архитектуры имени Щусева, он перенес коллекцию в музей. В начале 1990-х Балдин попытался вернуть рисунки Германии, однако оказалось, что после регистрации коллекции она стала собственностью государства. Работы стали храниться в Эрмитаже.

Германия на сегодняшний день пытается вернуть утраченные произведения искусства Бременского музея, собирая работы, оказавшиеся на международных рынках и в частных коллекциях. Однако Балдинская коллекция до сих пор находится в России.

Слуцкие пояса

Слуцкие пояса были элементом костюма польской и белорусско-литовской шляхты и производились с XVIII века в городе Слуцке в Белоруссии, который в то время входил в состав Великого княжества Литовского. Изначально пояса привозились из Османской империи, однако вскоре была создана мануфактура, и их научились делать местные мастера. Пояса ткались из тонких шелковых, золотых и серебряных нитей. На создание одного такого пояса уходило от 400 до 800 граммов золота, поэтому стоили слуцкие пояса очень дорого. В XIX веке их производство было прекращено, носить их запретили, и они стали предметом коллекционирования.

Слуцкий пояс. Фото с сайта wikipedia.org

Так, слуцкие пояса собирал московский купец Петр Щукин. После смерти по завещанию Щукина пояса были переданы Государственному Историческому музею, сейчас там хранится 80 целых поясов и 60 фрагментов.

В советское время другие слуцкие пояса были различными путями вывезены с территории Белоруссии и оказались в музеях России, Украины, Литвы. Единственный целый пояс хранится сегодня в Музее древней белорусской культуры Института искусствоведения, этнографии и фольклора АН Белоруссии. В Белоруссии также имеется несколько фрагментов поясов.

С 1990-х годов Белоруссия хочет вернуть слуцкие пояса, так как считает их символом культурной самобытности белорусского народа и ведет по этому поводу переговоры с Россией. Однако пока Россия пояса Белоруссии не отдала.

Золото Шлимана

Клад, состоящий из нескольких тысяч золотых украшений и множества других предметов из серебра, меди и керамики, был обнаружен немецким археологом-любителем Генрихом Шлиманом во время раскопок в Трое в 1873 году. Шлиман ошибочно посчитал, что эти ценности принадлежали последнему троянскому царю Приаму. Шлиман не вполне законным путем вывез сокровища в Германию, где они находились до Великой отечественной войны.

В 1945 году клад Приама был вывезен из Германии в СССР и все это время тайно хранился в Советском союзе. О том, что клад находится в России, стало известно только в 1993 году. В 1996 году сокровища были выставлены в Пушкинском музее в Москве.

О правах на клад Приама в 2012 году заявила Турция. Турция собирается добиваться возвращения сокровищ, которые были найдены на ее территории.

Коллекция Кенингса

Коллекция работ Дюрера, Рембрандта, Рубенса, Веронезе, Тинторетто, Фрагонара, Буше и других знаменитых мастеров была собрана в 1920-1930-х годах Францем Кенингсом, немецким банкиром, имевшим голландское подданство. Кенингс был вынужден продать коллекцию, и к началу ВОВ она оказалась в Дрезденской галерее, а в 1945 году была вывезена в СССР. До начала 1990-х годов часть коллекции тайно хранилась в Пушкинском музее в Москве, а еще часть — в Киеве. Украина в 2004 году вернула свою часть произведений искусства Нидерландам, однако Россия ее примеру не последовала.

Библия Гуттенберга

Еще одним трофеем ВОВ для СССР стали две первопечатные Библии Иоанна Гуттенберга, которые были привезены в Москву после войны. Одна из них хранилась в библиотеке МГУ. О том, что в России есть и другая, стало известно в 1990-е. Она была напечатана на пергамене в 1452-1456 годах, была привезена из Лейпцигского музея книги и печати и сейчас хранится в Российской государственной библиотеке.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах