Утраченные ценности: объекты культуры, которые до сих пор не вернулись в Россию
Согласно российскому законодательству, все незаконно вывезенные из РФ ценности должны быть возвращены. Россия взаимодействует со многими странами в вопросах восстановления культурного наследия и передачи ценностей, однако некоторые из этих вопросов стали камнем преткновения в международных отношениях.
В то же время ценности других государств тайно хранились в нашей стране.
Объекты культуры, вывезенные из России
Многие культурные ценности были похищены и вывезены из СССР в годы Великой Отечественной войны немецкими войсками и их союзниками. В результате множество произведений искусства оказались на территории Германии. СССР во время войны эвакуировали, в первую очередь, драгоценности и предметы, входящие в «золотой фонд». Иконы же и работы многих художников были оставлены оккупантам.
Немцы вывозили имущество музеев на сборные пункты Оперативного штаба Розенберга в Псков и Киев, затем их отправляли из Пскова в Ригу, а из Киева в Краков. Оттуда ценности уже перевозились в Германию. Часть награбленных ценностей удалось вернуть после окончания войны, однако многие работы пропали бесследно. В частности, из Павловского парка пропали статуи «Лето», «Венера», «Актеон», «Амур», а также бронзовые бюсты. Из Третьяковской галереи были похищены картина Шишкина «Сосны над обрывом» и несколько картин Верещагина. Были также похищены картины с передвижной выставки Русского музея «Основные этапы развития русской живописи» (из 183 экспонатов этой выставки вернулись только 60).
Всего в годы ВОВ пострадали 155 музеев, среди которых Эрмитаж, Пушкинский музей, Третьяковская галерея, Русский музей, Исторический музей, дворцы в Царском Селе, Петергофе, Павловске, Гатчине и Алупке.
Существует «Сводный каталог культурных ценностей Российской Федерации, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны», где перечислены утраченные произведения искусства. В целом каталог состоит из 18 томов в 50 книгах и включает около 1 135 900 единиц хранения.
Периодически некоторые произведения искусства, похищенные из русских дворцов и музеев, появляются на аукционах или обнаруживаются в частных коллекциях, и тогда прилагаются усилия по их возвращению.
Отдельным пунктом в этом списке стоит Янтарная комната, кабинет из цельных янтарных панелей, который располагался в Екатерининском дворце в Царском селе. Янтарную комнату прусский король Фридрих Вильгельм I подарил Петру I, однако она была установлена не при жизни Петра, а во время правления его дочери Елизаветы. В годы Великой Отечественной войны немцы вывезли янтарные панели, какое-то время они находились в Кенингсберге, однако после 1945 года их увезли. Долгое время считалось, что комната утрачена навсегда.
В
Ценности других стран, оказавшиеся в России
Балдинская коллекция графики
После окончания ВОВ СССР вывозил из побежденной Германии культурные ценности в качестве военных трофеев и компенсации за причиненный стране ущерб. Эти ценности Россия до сих пор признает своей собственностью.
Так в России оказалась знаменитая Балдинская коллекция графики, которая включает в себя два живописных и 362 графических произведения, в том числе рисунки Рембрандта, Рубенса, Мане, Дега, Ван Гога, Тициана и Дюрера.
До войны эти работы хранились в галерее «Кунстхалле» в Бремене. Потом они были эвакуированы в замок Карнцов, где их нашли советские солдаты. Рисунки пошли по рукам, собрать и спасти часть из них удалось капитану Виктору Балдину. Он выменял и выкупил работы у сослуживцев, а потом привез в СССР. Когда Балдин стал директором Музея архитектуры имени Щусева, он перенес коллекцию в музей. В начале
Германия на сегодняшний день пытается вернуть утраченные произведения искусства Бременского музея, собирая работы, оказавшиеся на международных рынках и в частных коллекциях. Однако Балдинская коллекция до сих пор находится в России.
Слуцкие пояса
Слуцкие пояса были элементом костюма польской и белорусско-литовской шляхты и производились с XVIII века в городе Слуцке в Белоруссии, который в то время входил в состав Великого княжества Литовского. Изначально пояса привозились из Османской империи, однако вскоре была создана мануфактура, и их научились делать местные мастера. Пояса ткались из тонких шелковых, золотых и серебряных нитей. На создание одного такого пояса уходило от 400 до 800 граммов золота, поэтому стоили слуцкие пояса очень дорого. В XIX веке их производство было прекращено, носить их запретили, и они стали предметом коллекционирования.
Так, слуцкие пояса собирал московский купец Петр Щукин. После смерти по завещанию Щукина пояса были переданы Государственному Историческому музею, сейчас там хранится 80 целых поясов и 60 фрагментов.
В советское время другие слуцкие пояса были различными путями вывезены с территории Белоруссии и оказались в музеях России, Украины, Литвы. Единственный целый пояс хранится сегодня в Музее древней белорусской культуры Института искусствоведения, этнографии и фольклора АН Белоруссии. В Белоруссии также имеется несколько фрагментов поясов.
С
Золото Шлимана
Клад, состоящий из нескольких тысяч золотых украшений и множества других предметов из серебра, меди и керамики, был обнаружен немецким археологом-любителем Генрихом Шлиманом во время раскопок в Трое в 1873 году. Шлиман ошибочно посчитал, что эти ценности принадлежали последнему троянскому царю Приаму. Шлиман не вполне законным путем вывез сокровища в Германию, где они находились до Великой отечественной войны.
В 1945 году клад Приама был вывезен из Германии в СССР и все это время тайно хранился в Советском союзе. О том, что клад находится в России, стало известно только в 1993 году. В 1996 году сокровища были выставлены в Пушкинском музее в Москве.
О правах на клад Приама в 2012 году заявила Турция. Турция собирается добиваться возвращения сокровищ, которые были найдены на ее территории.
Коллекция Кенингса
Коллекция работ Дюрера, Рембрандта, Рубенса, Веронезе, Тинторетто, Фрагонара, Буше и других знаменитых мастеров была собрана в 1920-1930-х годах Францем Кенингсом, немецким банкиром, имевшим голландское подданство. Кенингс был вынужден продать коллекцию, и к началу ВОВ она оказалась в Дрезденской галерее, а в 1945 году была вывезена в СССР. До начала
Библия Гуттенберга
Еще одним трофеем ВОВ для СССР стали две первопечатные Библии Иоанна Гуттенберга, которые были привезены в Москву после войны. Одна из них хранилась в библиотеке МГУ. О том, что в России есть и другая, стало известно в