О реализации государственной программы «Развитие образования Москвы на 2012-2016 годы» журналистам рассказали Исаак Калина, министр правительства Москвы, руководитель Департамента образования города, а также руководители образовательных учреждений.
Компьютер в помощь
- В любом процессе, а в образовании тем более, для достижения эффективного результата необходимы не только грамотная постановка задач и мониторинг этапов, но и в первую очередь создание условий для этого, - сказал министр. - Именно поэтому организации условий для качественного образовательного процесса сегодня уделено особое внимание, в том числе повышению статуса педагогов и материальной оценке их труда.
Министр отметил, что по итогам прошедшего года средняя зарплата учителей в Москве составила 57,6 тысячи рублей (для сравнения: в 2010 году она составляла 39,2 тысячи рублей). Чиновник добавил: несмотря на то что средняя зарплата воспитателей дошкольных образовательных учреждений по итогам года составила 36 тысяч рублей (в 2010 году - 25,4 тысячи рублей), по итогам ноября 2012 года она достигла 43,9 тысячи рублей и, по прогнозам специалистов, останется на этом уровне и в 2013 году.
Современные эффективные методы и технологии, по мнению Калины, - ещё один немаловажный фактор в работе педагогов. В 2012 году в Москве завершилась программа обеспечения персональными компьютерами педагогов общеобразовательных учреждений. В 2012 году было приобретено более 25 тысяч ноутбуков для педагогов и укомплектовано более 2,3 тысячи компьютерных классов.
Безопасность - прежде всего
Современные технологии применяются сегодня не только в работе педагогов, но и для взаимодействия родителей и учреждений образования. Так, второй год в Москве действует электронная запись в первые классы. В целом в минувшем году было принято более 53 тысяч заявлений о поступлении в первый класс (в 2011 году эта цифра составила более 34 тысяч), 18 тысяч детей уже зачислены в образовательные учреждения. При этом, отметил Калина, в минувшем году, по статистике, около 60 процентов семей подали заявку на поступление ребёнка в первый класс в те школы, которые закреплены за микрорайоном их фактического проживания. Дело в том, что во многих случаях этот адрес не совпадает с адресом регистрации, и родители подают заявление в ближайшую к дому школу. При этом, отмечают специалисты, зачастую в погоне за престижем того или иного учебного заведения родители стремятся устроить ребёнка в школу по месту регистрации, мало беспокоясь при этом о его безопасности и о том, как он будет добираться до места учёбы.
- Нет такой школы, ради которой взрослым позволено рисковать жизнью ребёнка, - говорит Исаак Калина. - Надо прежде всего верить в способности собственного ребёнка и его желание получать знания, а не в чудо-школу, где он станет отличником.
Олимпиада для воспитания
Повышение качества образования, говорят в городском руководстве, - один из основных моментов городской программы. Но оценка качества и эффективности образования - сложный и не всегда объективный процесс. Городское руководство рассматривает сегодня несколько критериев и использует различные инструменты для внешней оценки качества образования. Нормативно-подушевое финансирование образовательных учреждений позволяет оценить популярность той или иной школы среди московских семей - а значит, и уровень образования, которое здесь получают.
С другой стороны, одним из инструментов оценки качества образования, говорит Исаак Иосифович, является ЕГЭ. Результаты Единого государственного экзамена в Москве за последние три года показывают, что по этому показателю качество образования в столице растёт. Кроме того, важным критерием оценки по-прежнему остаётся участие московских школьников во Всероссийской и международных олимпиадах по различным предметам. В конце 2010 года было принято решение, по которому каждая московская школа обязана обеспечить участие учеников во Всероссийской олимпиаде на первом, школьном этапе. В итоге, говорят педагоги, это стало стимулом для более качественной подготовки как для учителей, так и для учеников. В 2010 году победителями и призёрами финального, федерального этапа Всероссийской олимпиады стали 278 учеников 74 школ Москвы. В 2012 году в нём участвовал уже 331 школьник из 126 столичных учебных учреждений. В 2011 году Москва заняла первое место среди регионов России по числу призёров Всероссийской олимпиады школьников.
- Система подготовки школьников к участию в олимпиадах позволяет не только получить высокие оценки по итогам ЕГЭ, но и заинтересовать тем или иным предметом самих ребят, дать им углублённые знания, - считает И. Калина. - Все эти факторы в совокупности обеспечивают не только качественное образование как таковое, но и в конечном счёте способствуют воспитанию.
В 2010 году на учёте в ОВД Москвы состояло более 8 тысяч несовершеннолетних, в 2012 году эта цифра составила примерно 6 тысяч. Около 17 тысяч школьников были привлечены к административной ответственности и 585 - к уголовной в 2010 году. По итогам 2012 года эти показатели снизились до 6 тысяч и 428 школьников соответственно. Это, по словам чиновников, самые низкие показатели асоциального поведения в Центральном федеральном округе.
По мнению педагогов, воспитательный процесс зависит не только от качества образовательных программ, но и от внешних условий, в которых находятся школьники. Именно поэтому большое внимание сегодня уделено благоустройству территорий образовательных учреждений. До сих пор оно находилось в ведении самих школ, притом что территории образовательных учреждений и спортивные площадки на них были открыты для жителей всего микрорайона. С 2013 года порядок и оснащение школьных территорий по решению префектур взяли на себя управы районов, в том числе на присоединённых территориях.
Знания в комплексе
Говоря о задачах на 2013 год, министр отметил, что наряду с созданием широкого комплекса образовательных услуг в каждом микрорайоне и дальнейшим внедрением новых технологий в образовании приоритетным остаётся увеличение числа образовательных учреждений, которые смогут обеспечить качественное обучение по программам углублённого и профильного уровня.
- В Москве, к счастью, очень много одарённых детей, - сказал И. Калина. - Наша задача - не потерять ни одного такого ребёнка, дав ему возможность реализоваться.
В этих условиях, признаются педагоги, одну из важнейших ролей играют так называемые образовательные комплексы, объединяющие несколько школ и детских садов. Некоторые из них, например школа № 1858 в ЮВАО, действуют в городе уже 15 лет. Другие, например лицей № 1564 в СЗАО, возникли примерно полгода назад.
- Вопреки домыслам подобное объединение образовательных учреждений в комплексы полезно как для детей, так и для педагогов, - поясняет директор лицея № 1564 Татьяна Смирнова. - Для ребят это даёт возможность более качественного непрерывного получения знаний в единой системе - от детского сада до профильного обучения в старших классах, а педагогов реорганизация стимулирует к более эффективному взаимодействию и выстраиванию программ обучения. При этом при грамотном подходе не происходит никакой ломки образовательного процесса ни для детей, ни для учителей.
Помимо образовательных комплексов в столице сегодня действуют 12 образовательных кластеров, объединяющих средние и высшие образовательные учреждения и бизнес-структуры. Они дают возможность комплексно подготовить высококлассных специалистов с самого начального этапа.