Мощнейшее наводнение в Туапсинском районе Краснодарского края унесло жизнь четырёх человек. В этот раз людей предупреждали всеми доступными способами. Но, как показало второе за лето крупное ЧС, у нас не существует системы оповещения населения и нет таких мест, где можно спастись от стихии или техногенной катастрофы.
Как и в Крымске в начале июля, вода на Туапсинский район хлынула ночью. 2-метровая волна меньше чем за час снесла всё на своём пути. Больше всего пострадал посёлок Новомихайловский. По информации регионального МЧС, пострадали 600 домов, участковая больница, школа и детский сад, 4 человека погибли. Как пояснили в пресс-службе СУ СК РФ по Краснодарскому краю, 44-летняя жительница Санкт-Петербурга и 46-летний краснодарец находились в автомобиле, который волной унесло в реку. Мужчина и женщина утонули. 22-летний москвич попал в поток воды на стадионе. Местная 84-летняя жительница не могла самостоятельно выбраться из дома.
Жительница Новомихайловского Ануш Ерицян рассказала корреспондентам «АиФ»: «Около 2 часов ночи нас разбудила соседка. Сказала, что услышала сирену, - велели всем покидать свои дома и бежать на возвышенность. Мы так и сделали».
В этот раз сработали сирены, народ успели оповестить. Татьяна Кобзаренко, руководитель пресс-службы ГУ МЧС России по Краснодарскому краю, объяснила: «Одновременно с сигналами сирены ездили машины полицейских и спасателей, в громкоговоритель объявляли о ближайшем убежище. Должна ещё идти информация по телевидению и радио. Но во время стихии отключается электричество, поэтому рассчитывать на телекоммуникации нельзя. Затем людей эвакуировали».
Да, в этот раз оповещение было. Но многие среди паники и хаоса не могли разобраться, где спасаться. Двух подруг из Тихорецка Оксану Даниловцеву и Тамару Арзуманову стихия застала на автовокзале. В 4 утра девушки должны были уехать домой, но рейс отменили. «Вода в реке поднималась прямо на глазах. Загудели сирены, люди бегали, кричали. Началась паника. Мы попытались залезть в одну «газель», но перед нами закрыли дверь и уехали. Потом увидели вышку, даже думали на неё забраться, но побоялись, потому что дождь лил и молния сверкала. Мы побежали в отель, он находился на горе. Нас впустили, и там на втором этаже мы просидели до утра».
Ситуацию комментирует Александр Таранов, замдиректора Департамента гражданской защиты МЧС России:
- Как, кому и в какие сроки оповещать, куда эвакуировать людей, - всё это прописано в официальных документах различного уровня. Но писались и утверждались эти правила 15 лет назад. За это время исчезли из многих домов проводные радиоприёмники, уроки по гражданской обороне в школах.
Нужно создавать сеть оповещения, заново прописать нормы и сферы ответственности административных работников разных уровней. Это большая работа, которая займёт у нашего министерства несколько месяцев. Ну а пока глава каждого муниципального образования должен прикинуть, какими средствами он может оповестить людей о приближающемся ЧП. Напечатать инструкцию, как себя вести в ситуации бедствия, и развесить такие листовки у подъездов, собрать сельский сход и договориться о том, каким может быть колокольный звон тревоги, чтобы его не спутать ни с каким другим. Проверить работу громкоговорителей на улице, если есть. Вспомнить, что за людей в ответе местная власть, и прикинуть, что эта власть может сделать сейчас, не дожидаясь, когда грянет гром».
Странно, что МЧС, так часто устраивая дорогие показательные выступления, до сих пор не написало нужных инструкций и снимает теперь с себя ответственность, возлагая её только на местную власть.