И хотя острота проблемы везде разная – наибольший накал она имеет в крупных мегаполисах – центрах притяжения мигрантов, наименьший – в сельской местности, присутствие «чужих» так или иначе беспокоит подавляющее число наших сограждан.
Охота на китайцев
Омская область, граничащая с Казахстаном, является одним из ключевых мест проникновения в Россию мигрантов из среднеазиатских стран. Именно транзитом через территорию южного соседа к нам приезжают узбеки, таджики и киргизы. Кроме граждан бывших советских республик здесь оказывается и немало китайцев. Большинство приезжих, минуя эти ворота в Российскую Федерацию, отправляется дальше. Но некоторые остаются искать денег и новых возможностей. Среди них попадаются люди, желающие жить в любой точке мира по уставу собственного монастыря. Их приходится ловить и воспитывать. А тех, кто остаётся глух – выгонять. В Омске мне удалось поучаствовать в подобной охоте на нелегалов.
«Заходим с разных сторон и перекрываем торговый ряд, - сотрудник местного Управления Федеральной миграционной службы (УФМС) Борис проводит инструктаж перед очередным рейдом на «китайский» рынок. - Выявляем всех иностранцев, у которых не в порядке документы. Ведём себя корректно, но твёрдо. Пошли!».
Весть о проходящей операции разносится по рынку со скоростью цунами. Проходы между торговыми местами быстро наводняются хаотично передвигающимися людьми. Ловить или преследовать кого-либо в такой толпе сразу же становится проблематично. При этом большинство мигрантов, работающих на барахолке и в продуктовых рядах, проверок не боятся. Хотя в реальности они нарушают официальные ограничения на привлечение в розничную торговлю иностранцев, но аргументировано придраться в этой ситуации сложно: по бумагам продавцами оформлены местные жители, а приезжие лишь разнорабочие или носильщики. На самом деле весь бизнес держат в своих руках именно не россияне. Подобная схема используется во многих городах страны. Эффективных способов борьбы с ней, к сожалению, ещё не придумали.
Кто-то из мигрантов, завидев фотоаппарат, резко отворачивается. Другие с радостью улыбаются и спрашивают, где можно будет посмотреть опубликованные снимки. Не забывая при этом предлагать мне прикупить новомодную продукцию: семейные трусы с надписью «Единая Россия», спортивные костюмы с псевдорусским орнаментом и прочие созданные заботливыми китайскими руками вещи. Кстати: каждый раз после посещения вещевых рынков у меня появляется стойкое ощущение, что в случае ссоры с Поднебесной и прекращения импорта оттуда разного рода продукции, у многих россиян в моду войдут телогрейки и извлечённые с чердаков чёрно-белые телевизоры. Фактически, наша страна уже находится в глобальной зависимости от Поднебесной республики.
Но вернёмся к нашим китайцам. В итоге проведённой операции удаётся задержать нескольких мигрантов из КНР с нарушениями в документах. В зависимости от серьёзности проступков им грозит наказание от штрафа до выдворения. К сожалению, гораздо большее число их соотечественников успевает спастись бегством. Теперь они с безопасного расстояния наблюдают за менее удачливыми коллегами и радостно машут нам руками. «Чтобы изловить всех, необходимо задействовать ОМОН, - рассказывает Борис, - мы физически можем задержать лишь человек 5-7». По московским меркам это – даже не капля в море. Но в Омске и такой результат весьма не плох. Ведь соседей из Поднебесной тут достаточно немного. Официальное разрешение на трудовую деятельность в регионе официально получили всего около девятисот граждан Китая. Согласно официальной статистике сегодня в России находятся лишь семьсот из них. А ведь на крупнейшем пункте пропуска «Забайкальск» (Забайкальский край) ежегодно границу пересекают сотни тысяч граждан соседнего государства.
Сибирские мавры
На первый взгляд миграционная ситуация в областном центре в последние годы сложилась весьма оптимистическая: на улицах почти не наблюдается людей азиатской внешности или засилья надписей вязью или иероглифами. Приезжие, судя по рассказам аборигенов, в основном трудятся на базарах или за городом в теплицах. Никаких чайна-таунов или анклавов тут нет.
«У нас встречаются различные нелегалы, - рассказывает мне Александр Денисов, начальник УФМС Омской области. - Попадались даже приезжие из Африки. Но в основном это, конечно, представители ближнего зарубежья, которым для пересечения границы не нужно виз, и жители КНР. Областные пограничные пункты пропуска обслуживают всю Россию. Приезжие, остающиеся в регионе, чаще всего заняты в строительной, сельскохозяйственной и торговой сферах. Криминала на совести иностранцев крайне мало – около одного процента от общего числа совершённых преступлений. И те в основном ненасильственные – подделка документов, незаконное предпринимательство и т.д. Как в прошлом году, так и в начале 2012 г. снижается число нарушений миграционного законодательства. Мы не препятствуем никому из желающих найти себе работу и честный заработок. Даже небольшая по сравнению с другими регионами страны квота на привлечение иностранных работников не исчерпывается полностью».
По словам Денисова, подобных успехов удалось достигнуть благодаря тому, что после выявления каждого нелегала правоохранители стараются найти и наказать его работодателей и людей, предоставивших кров. А поскольку штрафы, прописанные для подобных случаев в КоАП, весьма значительны, у бизнесменов и частных лиц быстро отпало желание пользоваться услугами или селить у себя приезжих с сомнительными документами. Хорошо бы, чтобы подобным опытом воспользовались и столичные миграционщики, которые, задержав очередного незаконно находящегося в России иностранца, далеко не всегда пытаются выяснить место его работы и обитания.
Растаможка нелегалов
Омск-Москва