Сотрудничество России и Китая, о котором в последнее время принято судить положительно, похоже, дает трещину. Накануне ведущая китайская газета «Женьминь жибао» опубликовала критическую статью, посвященную правлению Медведева и Путина.
В статье под названием «Что делать Путину в новой и сложной России?» отмечается, что Путин победил на президентских выборах с меньшей поддержкой, чем его протеже Медведев четырьмя годами ранее. По мнению авторов материала, падение общественной поддержки связано с тем, что в России растет недовольство социально-экономическим развитием страны.
Вопреки заявлениям Путина о том, что наша страна успешно преодолела кризис 2008 года, в материале утверждается, что в реальности кризис нанес России серьезный удар, показавший всю хрупкость и нестабильность экономического подъема России 2000-х.
Для преодоления негативных последствий и проведения модернизации России предстоит решить целый ряд серьезных задач.
Всего пекинские эксперты выявили шесть ключевых проблем своего северного соседа:
1. Сырьевое искажение структуры экономики и падение доли несырьевого экспорта.
2. Рост преград для инвестиций и экономической активности.
3. Нарастающее отставание в сфере технологий, науки и предпринимательства.
4. Отсутствие справедливой конкуренции и существование монополий.
5. Неразвитость финансового сектора, низкая способность бизнеса к самоорганизации.
6. Дефицит трудовых ресурсов.
Как отмечает «Независимая газета», интерес Пекина к проблемам России вызван не только тем, что наша страна - крупный рынок сбыта китайской продукции, но и тем, что Поднебесная, возможно, пытается примерить на себя роль будущего мирового лидера.
В связи с этим отметим, что буквально на днях Пекин «отчитал» Россию за ее желание разрабатывать газовые месторождения в районе, принадлежность которого оспаривают Китай и Филиппины.
На прошлой неделе представитель МИДа КНР Лю Вэйминь, отвечая на вопрос о недавнем соглашении между «Газпромом» и вьетнамской госкомпанией PetroVietnam о совместном освоении блоков на шельфе Вьетнама, призвал «компании третьих стран», не имеющих отношения к Южно-Китайскому морю, держаться в стороне от спорных районов и не участвовать в их освоении до разрешения территориального вопроса.