Двухмоторный турбовинтовой пассажирский самолёт ATR 72 предназначен для среднемагистральных перелётов. Всего он может перевозить до 74 пассажиров одного класса на средние расстояния. Работы над созданием ATR 72 начались в 1986 году, а первый полёт был произведён 28 октября 1988 года. Не менее 408 бортов были поставлены авиакомпаниям во всём мире и ещё около 28 позже дозаказаны авиаперевозчиками.
Разработчик и производитель ATR - Франция. Начало эксплуатации - 1989 год.
Основные эксплуатанты: American Eagle (США), Kingfisher Airlines (Индия), Аркиа(Израиль), JAT(Сербия), UTair(Россия).
Два его подтипа были обозначены серией -100.
ATR 72-101 — начальный вариант, оснащённый двигателями фирмы Pratt & Whitney PW124B, сертифицирован в сентябре 1989.
ATR 72-102 — вариант, оснащённый PW124B, сертифицирован в декабре 1989.
За все время производства выпущено более 400 экземпляров ATR 72.
Первая крупная авария с этим самолетом произошла в 1994 году близ американского Роузлоуна. Погибли все пассажиры - 68 человек. Причиной стало обледенение и потеря управления при ожидании захода на посадку. После расследования было выявлено несовершенство формы крыла, которое и вызывало нарастание льда при определенных метеоусловиях.
Вторая крупнейшая авария произошла 4 ноября 2010 года близ кубинской провинции Санкти-Спиритус. Погибли все пассажиры. Известно, что авария произошла из-за обледенения при полете на высоте около 6000 м. Самолет потерял высоту и разбился в горах.
Еще до этой аварии пилоты судна отмечали опасность управлением самолетом при определенных метеоусловиях и возможность падения.
Последней крупной аварией стало крушение ATR 72 под Тюменью. Самолет упал недалеко от аэропорта, по данным очевидцев, проблемы у экипажа возникли сразу после взлета.
В 2010 г. была анонсирована новая модель - ATR 72-600, известно, что она будет иметь новые двигатели PW127M и улучшенные экономические характеристики.