В день выборов 4 марта я отправилась в ситуационный центр «Выборы-2012».
Здесь более сотни специально подготовленных студентов следили в веб-режиме за ходом голосования и принимали от населения жалобы. Скучая, я стояла с несколькими журналистами в центре зала, когда к нам подошел молодой человек.
— Вы слышали, вся Москва уже оцеплена войсками? — спросил молодой человек как бы между прочим.
Журналистская публика встрепенулась:
— Как? Пока мы тут стоим, ввели войска?
— Да! — подтвердил молодой человек, оказавшийся членом движения «Альтернатива» Олегом Мельниковым. Журналисты кинулись звонить коллегам.
— А еще мы сегодня целый день ездим по участкам и ловим «карусельщиков», — добавил Мельников.
Я сразу вцепилась в Олега и потащила его брать интервью — прощелкаешь клювом, и такого ценного кадра прихватят коллеги-конкуренты.
Олег начал рассказ. С утра вместе с Олегом Митволем они поехали на один из участков (№3183), там стояла вереница автобусов. Один из «карусельщиков» подбежал к Митволю и сунул ему в руки список, приняв Митволя за какого-то начальника. Митволь, конечно, попытался арестовать всю «карусель», но полиция, сидящая на участке, задерживать «карусельщиков» категорически отказалась (потому что она в сговоре с путинской властью). Вызвали полицию по телефону, но она тоже не приехала (потому что она тоже в сговоре с путинской властью). Потом приехал один-единственный полицейский, которому Митволь с Мельниковым сдали главаря «карусельщиков». Но он от полицейского убежал, теперь доказательств беспредела нет (один только список, который может напечатать любой на любом компьютере). Наблюдатели с участка тоже молчат (потому что они все в сговоре с путинской властью).
Потом два Олега расстались, чтобы ловить «карусельщиков» по отдельности. Олег Мельников стал заходить чуть ли не на все участки подряд и говорить хитрую фразу: «Я из СУ-155! У меня десять человек! Куда нам?» На участках радовались Мельникову как родному. И получалось — везде обман и одни сплошные «карусели».
— Сейчас я снова еду, — сообщил мне собеседник и начал бодренько собираться.
— Возьмите меня! Я тоже хочу ловить «карусельщиков»! — взмолилась я.
Олег согласился.
— Поедем минут через пять! — сказал он мне и удалился (по его словам, искать машину).
За полчаса, пока Олега не было, я успела по телефону похвастаться всем своим знакомым. Наконец Мельников появился: «С машиной пока проблемы, но она будет. Надо еще подождать». Телефон у Олега разрывался, каждую минуту ему звонили другие журналисты, мечтавшие поскорее добраться до «карусели».
Мы ждали час, два, три. К этому времени мне уже раз пять позвонили из редакции и спросили, как идет ловля «карусельщиков» и не побили ли нас еще.
— Чем вас видео-то не устраивает? — неожиданно спросил меня Олег. Мне хотелось все-таки половить «карусельщиков» своими руками. Но раз не было живых «карусельщиков», можно было написать со слов Олега.
— Хорошо, давайте ваше видео! — согласилась я. Олег продемонстрировал мне видеосъемку: возле какого-то автобуса ходил какой-то дэпээсник. Ни номеров, ни самого участка на видео не было. Ходил и молчал.
— Это мы когда с Митволем вызвали полицию, приехал почему-то этот дэпээсник, — сообщил мне Олег. И поклялся — скоро в интернете появится подробное видео. Там все будет: и номера, и участок, и сама «карусель».
— Лично я понимаю людей, которые выйдут завтра на Пушкинскую и пойдут брать Кремль, — горячился Олег. — Это не выборы, это сплошные фальсификации! Сегодня вместе с товарищами мы прорвались на участок №3399 в Тушине, там нет камер вообще! Это такой специальный участок, они все там сидят и подделывают бюллетени!
Я спросила у сотрудницы центра, почему на участке №3399 в Тушине нет видеокамер. Девушка открыла список участков. Под таким номером по улице Лодочная участка не значилось.
— Более подробное видео с «каруселью» будет? — уточнила я у Олега.
— А чем вас это видео не устраивает? — искренне удивился он. — Вы что, за Путина?
Ситуация была ужаснейшая: я обещала в редакции репортаж о том, как буду ловить «карусельщиков» — их не было, а выборы неумолимо подходили к концу.
— Не волнуйтесь, мы нашли точку, где стоят декорации избирательного участка. Как только голосование закончится, председатели избирательных комиссий поедут с бюллетенями на этот «участок» и будут считать там голоса на камеру. Хотите поехать и поймать их за руку?
— Конечно, хочу! — согласилась я.
Прошел еще час, потом еще, избирательные участки в Москве давно закрылись.
— Как только кто-то из председателей комиссий двинется на этот участок, мы сразу поедем туда! — успокаивал Олег.
А глубоким вечером он сказал, что все отменяется. Позднее в интернете появилась фотография листка со списком каких-то организаций, якобы участвовавших в пойманной Митволем «карусели», и видео: около автобусов Митволь и Мельников ругались с какими-то мужиками, обзывая их проститутками, голосующими за Путина за 2000 руб.
Трудно ловить в черной комнате черную кошку. Особенно если там ее нет.
Материал из издания «Не дай Бог!» №5, 14-21 марта 2012