Примерное время чтения: 6 минут
580

У США нет вариантов: только Путин

Коллаж: AIF.RU / РИА Новости

На этом фоне фактически сенсацией выглядит интервью «Путинский режим в целом неплохо служит интересам России», которое дал известному аналитическому порталу «Terra America» гуру американской внешней политики, бывший помощник президента США по национальной безопасности при Рональде Рейгане Роберт Макферлейн. А обратить внимание на него стоит. Дело в том, что в сплоченном пропагандистском фронте, которым выступают «свободные и абсолютно независимые» западные СМИ, есть одна брешь, которая иногда позволяет оценить реальные настроения в политических элитах этих стран. Эта брешь называется «отставники». Они уже не служат своим государствам и считают возможным не участвовать в пропагандистских кампаниях, высказывая зачастую то, что думают, но никогда публично не скажут в коридорах власти. И, кстати, именно через «отставников» официальная власть частенько вбрасывает свое реальное мнение в информационное поле.

Но вернемся к Роберту Макфарлейну. На вопрос о перспективах нефтяного рынка создатель Совета энергетической безопасности США и видный республиканец ответил несколько неожиданно: «Откровенно говоря, я не думаю, что цены на нефть упадут. Экономический рост Китая и Индии обеспечивает гораздо более высокий спрос на нефть, чем это было двадцать лет назад, и этот рост будет неизбежно продолжаться. Что касается предложения, темпы выработки нефти отстают от темпов увеличения спроса на нефть. Поэтому цены на нефть будут продолжать расти в течение долгого срока, и это выгодно для России. При Путине эта экономическая конъюнктура укрепит режим, который в целом хорошо служит интересам россиян». Вот так.

Только не надо думать, что сподвижник Рейгана Макферлейн, конструктор теории «империи зла», на старости лет пересмотрел свои взгляды и полюбил Россию беззаветной любовью. Он объясняет свою позицию с жестким неромантичным прагматизмом: «Считаю, что любой американский президент будет стремиться поддерживать стабильные отношения с Россией, так как Россия — очень важная для нас страна не только с точки зрения ее масштабов, но также и с учетом ее влияния на соседние страны, особенно региона Средней Азии. Россия важна своим военным потенциалом, как на стратегическом уровне, так и с точки зрения ее способности поставлять вооружение оппозиционным элементам по всему миру. Поэтому, мы хотим хороших отношений с Россией».

Соединенные Штаты сами находятся в непростой ситуации, им в некотором роде - не до нас. Разумеется, в контексте их имперской политики, им было бы выгодно иметь управляемую власть в России. Проблема в том, что реально им некого поддержать - среди оппозиции нет фигур, которые могут обеспечить одновременно соблюдение статуса младшего брата - и в то же время, что для США жизненно важно, контролировать надежно Россию, учитывая ее ядерный статус. То есть, если бы было, кого поддержать против Путина - США бы поддержали. Но таких фигур попросту нет, поэтому США выгоден сегодня Путин, и они будут строить отношения именно с ним.

Если некоторым, на основе газетной пропаганды, покажется, что эта прагматичная позиция, в которой Владимир Путин рассматривается, как предпочтительный стратегический партнер, способный обеспечить приемлемый статус-кво в отношениях США и России, далека от реальных позиций американской политической элиты, приведу характерный пример.

Во время первой «газовой войны» между Украиной и Россией абсолютно вся европейская пресса была на стороне Украины и дружно писала о «российском газовом империализме». Но те люди в Евросоюзе, которые не говорят, а принимают решения, именно тогда начали совместно с Россией строить недавно введенный в строй «Северный поток». То есть, на самом деле они прекрасно понимали, кто виноват и что делать в сложившейся ситуации.

С перспективами избрания Путина президентом в ответственных политических кругах США и Евросоюза тоже на самом деле нет никаких сомнений. Другое дело, что очень сильны ностальгические воспоминания о временах ельцинской России - слабой и находящейся в долговой кабале. Когда с ней можно было обращаться не как с равным партнером, а как с нерадивым должником. Умом все понимают, что прошлое не вернуть, но очень хочется с помощью агитационных кампаний или через поддержку внутрироссийской прозападной оппозиции хотя бы создать максимум проблем для сильного лидера.

Очень характерным является эпизод, когда заместитель Госсекретаря США Уильям Бернс демонстративной встречей с представителями российской парламентской и непарламентской оппозиции хотел создать проблемы Владимиру Путину. Но в итоге создал проблемы только новому послу США Майклу Макфолу, который вынужден теперь оправдываться за чужую бестактность во всех средствах массовой информации. А также представителям оппозиции, которых уже заклеймили в Интернете «агентами Госдепа». В этой связи процитирую опять матерого республиканца Макферлейна: «Президент Обама до сих пор так и не смог наладить с Россией отношения в духе взаимного уважения и доверия и заручиться поддержкой России». О том же, о нежелании взаимодействовать на равных с Россией постоянно говорит и Владимир Путин.

Но я уверен, что после выборов 4 марта пропагандистские дымы рассеются и западная политическая элита вынуждена будет вести себя с Россией не по Бернсу, а по Макферлейну.

 

 

 
Владимир Жарихин

Заместитель директора Института стран СНГ

 

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (33)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах